Приложение 1. Духовные принципы финансового благополучияЭта статья не о том, как стать богатым, она об отношении к финансам, т.к. это животрепещущий для многих преданных вопрос, который часто видится ими в отрыве от духовной жизни. Так что я просто постарался максимально открыто поделиться своим опытом и ценностями по этой теме – кому-то, да будет полезно.
Мы привыкли опираться на классические и понятные нам материальные схемы. Это распространяется и на наш подход к финансам. Например, мы считаем, что если ты исправно работаешь в какой-то успешной компании, то можешь быть до какой-то степени уверен, что в конце месяца получишь зарплату, а через год эта фирма не исчезнет, и даже если исчезнет - всегда можно будет найти другую работу. В общем, есть ощущение стабильности за счет материальных причин. Или ты бизнесмен - тут уже порой меньше уверенности, но все равно есть ощущение контроля - твой доход зависит от тебя и твоих способностей. Разные курсы о финансовом благополучии обычно также дают механические советы, либо говорят о тонких механических законах, вроде кармы.
Но, например, в брахманическом стиле жизни приходится начинать доверять Господу. Сколько тебе пожертвуют, пожертвуют ли? Если не верить в план Господа и то, что Он все контролирует в этом мире, то жить так практически невозможно, потому что с материальной точки зрения это очень нестабильное, незащищенное положение. Защиту обеспечивает Сам Господь и Его более тонкие законы, которые не видны грубым зрением и материальным разумом – это как идти через пропасть по мосту, которого не видишь, но знаешь, что он есть.
И если быть честным, я, как человек, обусловленный желаниями безопасности и контроля собственной жизни, достаточно часто переживаю - а вдруг финансов когда-нибудь не будет, на что я тогда буду жить? Хочется опереться на какие-то рационально-материальные вещи. Но если сейчас, спустя почти десять лет жизни в семейном укладе, оглянуться назад, можно увидеть, что Кришна так или иначе действительно заботится о преданных. Причем во всех смыслах этого слова.
Например, у нас в семье всегда хватало финансов, но прошедшим летом я как-то не очень щепетильно относился к тратам, забыв, что это деньги Кришны, пришедшие от преданных, а значит нужно относиться к ним с большим уважением. Не то, что деньги уходили куда-то не туда, но они тратились нерационально.
И Кришне это, очевидно, не сильно понравилось. Поэтому, когда я в начале сентября сделал свои ежемесячные бухгалтерские расчеты, совершенно неожиданно для меня оказалось, что месяц начался с суммарным долгом в сорок тысяч. То есть денег на жизнь и служение в месяце не то, что не было, наоборот – был только долг. Я даже не заметил, как это так вдруг произошло, но это заставило занервничать.
И я смалодушничал – одно целевое пожертвование в две тысячи рублей я не стал направлять дальше на то, куда оно предназначалось, подумав: «Здесь оно будет нужнее, а потом разберемся». И предполагаю, что потом я бы просто забыл об этом, ну то есть получилось бы, что я по факту украл бы эти финансы. В моем сознании, конечно, это не было настолько неприличным поступком, так как с этим пожертвованием было связано много нюансов, о которых здесь говорить нет смысла. Но так или иначе, это было, пожалуй, не самым честным действием, основанном на забвении присутствия Господа в нашей жизни.
Первый раз я так поступил, а через три часа после этого в машину, в которой я был, впервые влетел автобус. «Понял, Кришна», - сказал я и в тот же вечер это пожертвование перевел, хотя внутри свербила мысль: «Ты что делаешь, ну теперь то точно нужнее!».
Авария повлекла за собой сложности со здоровьем, потребовавших еще немало средств, и отбиравших силы от возможности как-то исправить положение. Плюс оказалось, что я не учел некоторых налоговых сборов отдела образования, так что долг на самом деле был еще больше. А все мои силы, тем временем, уходили на лечение острого панкреатита и проблем с позвоночником. В общем, переживания росли. Конечно, за финансами я стал следить внимательнее, относиться с большим уважением :)
Затем вдруг пришел один преданный, как-то там по слухам узнавший об аварии и перевел двадцать тысяч на лечение, за что я ему очень благодарен. Потом, в какой-то момент, уже восстановившись, под конец месяца я делал занятие по Бхакти-вайбхаве. Параллельно в голове были мысли о том, где же взять финансы, ведь подходил срок закрытия долга по кредитной карте. Но поскольку я в это время читал Шримад Бхагаватам, то часть разума говорила: «Ты чего, ты же знаешь, что Кришна дает все, что нужно. А что не нужно – не дает, успокойся».
«Но откуда им взяться? С чего бы вдруг они появились? Во времена Шрилы Прабхупады они падали один раз с неба, да, но то была прямо лила тех времен», - продолжало материальное сознание.
«Ты делаешь то, что должен делать, ты правильно действуешь. Ты не просто сидишь и ждешь манны небесной, а действуешь, значит все будет хорошо» - пришла мысль, а через минуту после нее – sms от банка о том, что кто-то перевел сорок тысяч рублей (размер долга на начало месяца). Оказалось, это была студентка курса Бхакти-вайбхавы из группы, для которой я как раз и делал урок. Я с ней вообще не знаком, но они проводят у себя в городе образовательные курсы, и с них скопились неиспользованные финансы, которые она решила пожертвовать. А вскоре пришел и еще один перевод за книги, которого я совершенно не ждал. В общем, всего этого хватило на закрытие долга и того, чтобы октябрь начать уже с небольшим плюсом.
К чему я рассказываю это? К тому, что нам сложно довериться Господу. В разных аспектах нашей жизни. Финансы – лишь один из многих. Но на их примере можно увидеть Его заботу. И не важно, работаем ли мы на обычной работе или живем на пожертвования – для преданных это вторично, потому что нашей жизнью в любом случае руководит Господь, мы в любом случае живем брахманическим стилем жизни, если находимся в правильном сознании. Так что не думайте, что для преданных это распространяется только на сферу пожертвований – нет, на всю жизнь, в разных ее проявлениях.
Кришна всегда дает то, что нам нужно. Но никогда не дает то, что нам не нужно. Мы, конечно, можем думать, что нам что-то нужно, но Ему виднее – не дал, значит так лучше. Иногда все заканчивается «благополучно», а иногда, как нам кажется – нет. На самом деле, исход всегда благополучный, просто иногда он нам не нравится. Так что, если бы в истории выше финансы в итоге не пришли – мне бы это очень не понравилось, пришлось бы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие, но надо признать, что это бы все равно значило, что так надо.
Единственное, что здесь хочется добавить - мы часто ожидаем о том, что Кришна позаботится о ком-то, забывая, что именно преданные, то есть мы с вами, и есть проводники Его заботы о других. Не только мы, конечно, но мы не можем себе позволить просто считать, что Господь без нас позаботится о других –, так не думают члены Его семьи. Мы служим Ему, стараясь проявить Его волю, которая включает в себя заботу о живых существах, а если мы не стараемся делать этого, то какие же мы слуги? :) Не так, что я служу Господу, а Он уже пусть служит остальным, так что вайшнавы и остальные люди пусть страдают, я и пальцем не пошевелю, у меня есть мои Святые имена, я вот их лучше буду повторять. Но и не так, что я просто служу остальным вместо Господа, в отрыве от него – это материальная забота. Я служу Господу, и одной из форм моего служения является проявление Его воли по заботе о Его семье - всех живых существах, и, прежде всего, преданных Ему людей.
Финансы в моей жизниИ вот пишу я это, а внутри сам немного сомневаюсь – а точно все так? Может быть, просто лозунги красивые, вдохновить других просто хочется? Так что я немного расскажу свою историю в плане финансов, постаравшись показать как некоторые важные уроки касательно финансов, так и в целом защиту Господа. Прежде всего для своего собственного убеждения, а вы же можете оглянуться на свою жизнь и уже на своем прошлом почувствовать такую же защиту Господа, пусть она и проявлялась для вас иначе.
Не буду подробно рассказывать о финансах в брахмачари ашраме, так как там мало что можно рассказать, но там никогда не было времени, когда у нас не хватало на что-то средств. Хотя у нас не было спонсоров, и когда мы путешествовали на автобусе, то и храм нас не содержал. Все, что приходило – пожертвования с распространения книг. Тем не менее, нам всегда хватало средств для того, чтобы купить себе необходимое – лекарства, еду, одежду и бензин до следующего города. Часто хватало прямо с точностью до доллара – несколько раз было так, что мы заправляли бак, чтобы поехать в новое место, и отдавали как раз все собранные деньги, у нас оставались лишь центы. В новом месте мы собирали пожертвования и вечером шли в магазин за продуктами на завтрашний день. И так – раз за разом. И хотя мы жили на сумму значительно ниже прожиточного минимума (правда, канадского), всегда было ощущение изобилия. Хотя, казалось бы – единственным, что в мире было моим, были каупины, зубная щетка и подштанники. Но ты едешь куда хочешь, ночуешь то в горах, то у океана, занимаешься весь день любимым делом, каждый вечер – программа, которая как праздник – гости приходят, поете, общаетесь и т.д., раз в неделю – пир из пятнадцати блюд. Просто сплошной праздник. Я вот за все годы не помню страха, что вдруг ашраму на что-то не хватит, наоборот – всегда было ощущение полной свободы, что мы можем позволить себе жить полностью так, как захотим. Лишь однажды у нас был сложный период с финансами, но в то же время лидеру нашего ашрама попалась при чтении Шримад Бхагаватам фраза Шрилы Прабхупады, что ощущение дефицита и нехватки денег – признак плохого управления ресурсами Кришны. Из-за сложившейся ситуации это наставление очень глубоко запало ему тогда в сердце, он его иногда до сих пор цитирует. Так что это был скорее урок от Господа, нежели нехватка финансов.
Первый раз в сознании Кришны я столкнулся с сознанием дефицита финансов при переходе в семейный уклад. Первопричиной этого было то, что я начал смотреть на финансы как на свои. Тогда мне такая мысль и в голову не пришла, это сейчас я начинаю лучше понимать ее. В ашраме это были финансы Кришны, а мы их использовали в служении. На свои личные нужды тоже, не только ведь у семейных людей они есть. Но всегда оставалось ощущение, что я сейчас принадлежу Господу и стараюсь служить Ему в соответствии со своей природой и возможностями, что подразумевает и трату финансов на имеющиеся у меня потребности. Но это финансы Господа.
А при переходе в грихастха-ашрам я это потерял – возникло разделение – я и моя семья – мы свои собственные, и финансы в ней – наши, на нашу семью. Хотя в семье тоже можно поддерживать правильное настроение, просто потребностей в ней оказывается больше, чем у монаха. Но об этом пусть лучше более опытные грихастхи рассказывают. Я же ниже я расскажу, как Господь продолжал оказывать Свою заботу, но этим абзацем мне хотелось показать, что вот эта трансформация в сознании стала первопричиной появления такого ощущения как «дефицит» в моей жизни в сознании Кришны.
Вообще, мой переход из брахмачари в грихастха-ашрам произошел чуть ли не за один день (но об этом приключении я в другой статье расскажу), поэтому заранее я не успел даже подумать о том, как буду финансово поддерживать семью. При этом на тот момент все мои вещи умещались в компьютерную сумку, а все вещи супруги - в чемодан, т.к. она тоже только что покинула храм, в котором жила. Университет из-за иммиграции я так и не закончил, специальности какой-то у меня тоже не было, умел я только то, чему научился за время жизни в храме.
Так что на следующий после свадьбы день я просто стал делать то, что умел – вышел на улицу распространять книги с мыслями, что, видимо, вот так буду себя поддерживать, получалось же раньше. Но помню, как после нескольких часов на холоде шел домой со 200 рублями в кармане, которые мне пожертвовали за книги, и чувствовал, что такой стиль жизни на долгосрочную перспективу мне точно не подойдет – я еще не на том уровне. Тем не менее, финансы с книг приходили, а супруга успешно устроилась на работу, так что и тогда не было ощущения брошенности. Более того, супруга еще до моего приезда к ней умудрилась зачем-то снять одну из самых дорогих однокомнатных квартир в городе (из числа обычных квартир), так что даже в этот непростой период было ощущение достатка.
Я уже был координатором в отделе образования, привыкшим к храмовому стилю жизни, поэтому последнее, чего мне хотелось – согласиться после всего этого на пятидневный рабочий день. Так что весь месяц я искал разные варианты, параллельно распространяя книги. Ничего особо не получалось, так что в какой-то момент я почти сдался и думал найти-таки офисную работу. Но потом меня взяли в одну из языковых школ преподавать английский по свободному расписанию. А вскоре появились и частные клиенты, я стал преподавать на дому, и появился неплохой заработок, не отвлекавший от служения.
Все было бы, конечно, слишком просто, закончись история на этом словами: «и жили они долго и счастливо», так что через месяц передышки мне написал духовный учитель, посоветовав переехать в другой город. Я сам виноват – спросил, что мне лучше делать, вот и получил ответ. Иногда лучше не спрашивать :) Там ведь нужно было снова все начинать сначала, без запаса денег, жилья и источников дохода. Помню, как мы приехали туда с записанным на листе бумаги адресом преданных, которые, вроде как (но это не точно), были готовы нас разместить на недельку-другую. И знакомый дальнобойщик, подвезший нас, просто высадил нас вместе с вещами на трассе. Три часа ночи, зима...
Казалось бы, ну совсем непонятная ситуация, но одни преданные разместили нас, другие помогли снять дешевое хорошее жилье, а Е.С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами (тогда еще Вивасван) и Е.С. Бхактиведанта Садху Свами дали мне служение на месяц, щедро отблагодарив за него – этого хватило для старта.
Спустя несколько месяцев мы крепко финансово стояли на ногах, с хорошим заработком, шедшим от репетиторства, но у меня появилось новое служение - нужно было начать ездить по регионам, чтобы готовить преподавателей Ученика в ИСККОН. Примерно неделю я проводил в поездке, неделю дома, а затем снова уезжал в поездку.
Пожертвования с курсов были, но их хватало только на то, чтобы после поездки сходить к врачам и купить лекарств, чтобы поправить здоровье, которое каждый раз расшатывалось в поездке. Нам не хотелось отправлять супругу на полную рабочую неделю, поэтому работать нужно было мне как-то успевать в остальное время. Из-за моих постоянных поездок и нерегулярных занятий часть клиентов начала уходить. Поэтому я всех их перевел в онлайн и занимался с ними в поездке: с 5 до 8 утра я готовился к занятиям, с 8 до 18 преподавал курсы для преданных, а с 19 до 22 преподавал язык.
Так меня хватило где-то еще на полгода, после чего, когда меня госпитализировали и сказали, что до утра я доживу с вероятностью в пятьдесят процентов, даже мне стало понятно, что это путь в никуда, надо что-то менять.
Первой мыслью было, что надо в организационный сбор курса заложить и свою зарплату. Логика была такая, что я жертвую комфортом и удобством, но буду тогда с курсов получать столько же, сколько получал бы на работе.
До сих пор считаю, что это вполне допустимый сценарий, но теперь пониманию, что не в моем случае как того, кто своими действиями задает определенную культуру, которую можно легко извратить, превратив образование в коммерцию. Пару лет спустя я написал обо всем этом в статье: «О платном и бесплатном образовании, культуре пожертвований и коммерциализации образования»:
https://vk.com/@tpdas-o-platnom-i-besplatnom-obrazovanii-kulture-pozhertvovanii-i )
Но в то время я так сделал. К тому же, поскольку размер орг. сбора определял только я, а я был очень уставший, то я, скажем так, без стеснений заложил себе щедрый гонорар.
Проведя всего один курс, мы с женой смогли оплатить себе с него билеты в Индию на Гаура-пурниму, куда вылетели сразу на следующий день. Но Кришне, очевидно, не очень понравился мой поступок, поэтому в этот же день уже посреди дороги случилось так, что большую часть суммы, которую я собрал орг. сбором, пришлось потратить на непредвиденные экстренные расходы на новые билеты – старые билеты, которые я и купил на орг. сбор, сгорели, не по нашей вине, и ничего нельзя было сделать.
Это был недвусмысленный намек, что так дальше действовать не стоит – себе дороже выйдет. А с другой стороны, продолжать свое служение и параллельно полноценно работать я не мог, поэтому думал отойти от служения. Но тут родственники помогли с покупкой первой квартиры в другом городе, недалеко от Москвы, что способствовало моему служению, т.к. я часто туда ездил, а Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, который не знал об этих мыслях, через Гита-нагари предложил поддержку, что мне будут жертвовать 50 тысяч рублей в месяц. Это были финансы, которые ему целевым пожертвованием давал один из его доброжелателей специально на поддержку преданных Гита-нагари.
Это были на то время очень существенные финансы, а весь этот период «котенка в теплом молоке» длился, кажется, три года. Это, конечно, давало очень хорошую внутреннюю защиту, что не нужно было отвлекаться и думать о чем-то еще, а просто можно было делать то, что считаешь наиболее важным для ИСККОН. И чувствовать обратную поддержку от общества. В голову в качестве сравнения приходит пример замужней женщины – ей больше не нужно смотреть по сторонам в поисках спутника жизни, ум успокаивается. О тебе заботятся, все устроено, теперь ты можешь полностью отдаться своей деятельности. Очень комфортно.
Даже слишком комфортно – меня в то время никто не контролировал, а внешних стимулов в виде желания иметь средства на покушать тоже не было – я ведь жил теперь в своей квартире на окладе, поэтому я не всегда вкладывался в служение должным образом. То есть, иногда служил за троих, а иногда лень могла побороть, и за месяц я мог не сделать почти ничего, получив все те же финансы. Тем не менее, свобода, которую ты чувствуешь, имея прибежище, открывает стремление к добровольному служению, так что в те годы в целом у меня получилось сделать для миссии больше, чем в другие годы, так что крайне благодарен Гита-нагари за ту поддержку. Но спустя пару лет, когда я все-таки начал «заболачиваться», Кришна решил сделать небольшую встряску…
Небольшое философское отступление. Вообще, финансы – это очень мощная энергия, которую Кришна использует разными способами.
Для чистых преданных финансы становятся антуражем их служения Господу. То есть Кришна посылает им много лакшми, а те используют их снова в служении Ему, и такой взаимообмен усиливает их любовь к Нему.
Вообще, мы часто неправильно понимаем бескорыстие как то, что человек ничего не получает за свои труды. Но это очень-очень извращенное понимание, приводящее ко множеству проблем. Во-первых, бескорыстие определяется не тем, что и как мы получаем, а тем, как мы это используем. Например, в сфере финансов бескорыстие определяется не тем, получаем ли мы финансы за служение, а тем, как и на что мы их тратим – на служение Господу или нет. Полноценное бескорыстие – это в принципе не считать финансы своими, но принадлежащими Господу, то есть тратить их только в соответствии с Его предписаниями, то есть в служении Ему, частью которого является правильная жизнь в грихастха-ашраме.
В соответствии с развитием этого умения тратить финансы сугубо на служение, Кришна присылает лакшми. Я знаю преданных, причем не прямо вот уже совершенных преданных и даже не очень-то социально старших, но именно в этой сфере усвоивших данный принцип. Им Кришна с определенной регулярностью каким-нибудь способом посылает что-нибудь вроде миллиона рублей. Но они спокойно распределяют его на служение, передают его дальше, а Кришна им снова его присылает. Я сам человек жадный (это правда, меня всегда жаба душит, когда я что-то кому-то жертвую), так что мне Кришна ничего такого не посылает, но меня очень завораживает наблюдение за действиями этих преданных, как они без привязанности обращаются с финансами Господа.
Вообще это замечательно, если преданные богаты, в этом нет ничего плохого, пусть все преданные будут богаты – Кришна такое может устроить. Но тут есть лишь одно условие – если они умеют это богатство использовать правильно, а поскольку мы не всегда умеем – Кришна и не дает того, что нам навредит.
Во-вторых, бескорыстие – это взаимообмен. И в обществе бескорыстие – это тоже взаимообмен – нужно научиться давать бескорыстно и принимать тоже бескорыстно. Это большая тема со множеством нюансов, но для исправления некоторого существующего перекоса в обществе я позволю сказать себе достаточно однобокую фразу – общество, в котором бескорыстие воспринимается сугубо как односторонняя услуга, будь то со стороны старших к младшим или младших к старшим, со временем превращается в общество потребления и эксплуатации. Это не всегда финансовый взаимообмен. Не всегда прямой – то есть часто один преданный служит второму, второй третьему, а третий первому. Но всегда это взаимообмен, именно так нужно смотреть на бескорыстие.
Кстати, тут стоит сказать еще об одной причине, почему мы бываем не очень финансово благополучны как общество – это зависть. Зависть к благополучию других. Особенно внутри общества преданных, особенно в каких-нибудь тесных общинах, где кто-то живет лучше других, она прямо сильно может разъесть сознание. Зависть – это вообще глупое чувство, подразумевающее, что этот мир несправедлив, и вот кому-то что-то нечестно досталось, а нам не досталось, поэтому у нас есть моральное право завидовать. Но мир абсолютно справедлив, а Господь всегда доброжелателен. Просто мы смотрим лишь на небольшой отрезок жизни человека, не зная, что он делал раньше, и что с ним будет потом. Если Кришна так или иначе дает преданному финансы или наоборот не дает их – значит так нужно. И единственное, что требуется – это чтобы преданный ими правильно распоряжался. И тогда зачем завидовать – это не его финансы, а финансы Кришны, он молодец – правильно их занимает в служении Господу, надо наоборот вдохновиться. А если не будет правильно использовать, тоже завидовать нет смысла, наоборот, можно сопереживать, т.к. у Кришны со временем сменится подход к лечению данного пациента от его материального недуга. Так что зависть – бессмысленное, но вредное чувство.
Еще Кришна, конечно же, использует деньги как соблазн и тест на искренность – что человек выберет – их или какую-то важную духовную ценность. Например, у меня такой тест в какой-то момент был (и до сих пор остается) – что я выберу – служение в образовании в России или жизнь на берегу океана в ста пятидесятиметровой квартире во Флориде. Его я, как вы видите, прошел. А вот более тонкие – например, уделить в отделе образования силы на то, что принесет больше пользы преданным, но не принесет мне финансов, или то, что тоже принесет пользу, но меньше, но зато еще принесет средства – я часто не прохожу. То есть, в данном случае, например, между сравнительным богатством и служением в миссии я научился делать правильный выбор, а вот внутри миссионерского служения, когда «падение» в служении кажется не таким большим – нет.
А еще Кришна использует энергию финансов как стимул для преданных и симптом того, правильно ли мы действуем.
Как это? Иногда, когда Кришна чего-то хочет, а мы этого не делаем по каким-то своим соображениям, Он может перекрыть финансовый кран, просто заставив нас действовать нужным Ему способом. С Него станется :) Особенно актуально для преданных с лидерским служением, но не только.
И тут есть два варианта – в более загрязненном варианте сознания мы думаем прежде всего о финансах, которых нам не хватает, и пытаемся придумать, как их восполнить, а решением становится служение, которое нужно Кришне. То есть для нас первичны финансы, но мы понимаем, что исправить их можно только за счет правильного служения, то есть они являются стимулом к нашему служению, но приводят к полезному результату. Именно так я мыслил первые годы своего служения, ну и периодически падаю в такое сознание сейчас.
В более чистом сознании, в которое я теперь тоже иногда заглядываю, мы понимаем, что Кришна недоволен нашими действиями, а финансы – лишь симптом этого. То есть первоочередным является именно воля Господа, а финансы становятся флюгелем, показывающим нам, куда дует ветер Его воли. «Аха, ветер сменился, значит пора делать что-то другое». Конечно, финансы – это не единственный симптом. Не так, что мы начинаем гоняться за деньгами и говорить, что этого хочет Кришна. Но это один из признаков, по которым можно понять желание Кришны, вкупе с другими – наставлениями старших, утверждениями Священных писаний, голосом совести и т.д.
Тут мне хотелось сказать еще одну мысль о том, почему наше общество не очень благополучно в финансовом плане. Потому что мы не научились еще вкладывать силы в создание вайшнавской инфраструктуры, находясь в полной зависимости от социальной структуры внешнего социума, а она в Кали-югу, как мы знаем, не приводит к процветанию. Это распространяется на всех людей, и на преданных тоже. Но уже не из-за кармы, а потому что у Шрилы Прабхупады было определенное видение ИСККОН в этом аспекте, Кришна хочет такого развития нашего общества, и пока мы не прилагаем должных усилий в этом направлении, то не будем ловить и ветер, о котором я писал выше. Поэтому Кришна создает такое давление на всех преданных, кто находится в этой ситуации. Так что пока эта часть миссии в нашем обществе неразвита, Кришна будет частично перекрывать поток финансов для всех преданных этого общества, даже несмотря на то, что они могут быть готовы правильно использовать все финансы от Него на другое важное служение.
Конец философского отступления.
В общем, когда я начал входить в зону комфорта и жить в удобном для меня русле служения, финансы в Гита-нагари сильно сократились, поэтому меня тоже не смогли более поддерживать. Нужно было снова что-то придумать.
Одним логичным решением было бы, чтобы организация как-то поддерживала тех, кто в ней служит. То есть образование было бы дотационным проектом более высокого органа. Но, во-первых, у нас чем выше руководящий орган, тем меньше в нем денег – такой вот забавный парадокс. А, во-вторых, я сознательно никогда не получал зарплаты от какого-то административного органа надо мной. Впрочем, надо отметить, что мне и не предлагали. Почему? Наша организация еще незрела во многих отношениях. Я сейчас не про конкретных преданных, а про все наше сообщество, включающее и меня, в целом. Часто финансы в ИСККОН даются людям не как благодарность за их служение, как раз создавая этот обоюдный взаимообмен любовью, а как крючок или административный рычаг – теперь преданные должны что-то делать. Выглядят оба варианта на первый взгляд одинаково, но внутренний мотив другой: духовная организация начинает держаться на финансах, а не на бхакти. Духовная организация же должна держаться на бхакти, а финансы должны быть проводником отношений в бхакти. В ИСККОН это придет, понадобится, наверное, не один десяток лет, но придет, а пока это редкость в нашем движении. Обычно я все-таки сталкиваюсь с обратным, да и чего греха таить, сам частенько являюсь тем, кто нет-нет, да посмотрит на финансы как на административный рычаг внутри отдела образования, позволяющий почувствовать «стабильность». В общем, как человек, хорошо знающий нашу организацию изнутри, я не хотел, чтобы она меня перемолола с помощью этого финансового рычага. Ну и повторюсь, никто ни разу не предлагал. Так что вариант с финансированием сверху по нескольким причинам не подходил. Хотя в здоровом обществе это, конечно, хороший вариант, но тут надо подождать – все будет хорошо, пусть и не на нашем веку :)
Тогда я создал небольшой клуб попечителей отдела образования и онлайн-школу. Не лиши Кришна меня финансирования Гита-нагари, я бы вряд ли решился на открытие школы – слишком много хлопот по сравнению с, например, простым написанием курсов. Но тут к чистому желанию был дополнительный эгоистический импульс. А тем временем, в ней за эти годы обучилась уже, наверное, пара тысяч преданных. Так что вот так порой Кришна финансами, цепляя в том числе за наши анартхи, умело направляет развитие нашего служения.