Tilda Publishing
Бхакти-лата
Всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем
ОТ ОТДЕЛА ВАЙШНАВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦОСКР
Часть 10

Итак, через полгода после смены ашрама мы с моим Гурудевом (Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами) встретились на празднике под Ростовом-на-Дону. Видя, что я ничем толком не занят в миссии, и просто пропаду в попытках комфортно обустроить свою жизнь, он сказал мне вновь вернуться к активному служению в комитете образования. Сам комитет тогда почти не встречался, и Гурудев вместо него стал собирать небольшую инициативную группу по развитию образования, состоящую из своих учеников, так что я регулярно стал ездить на такие ретриты в Москву. На первой встрече были Варшана прабху, Нимай Сундара прабху, Парамананда Пури прабху и я. Затем Варшана больше ушел в работу именно над системой заботы об учениках Махараджа, Нимай Сундара – в другие направления служения, и на таких поездках остались только мы вдвоем с Параманандой Пури. Обычно это были ретриты по два-три дня в каком-то частном доме за городом, так что была возможность достаточно тесного общения с духовным учителем. Правда, если Парамананда Пури прабху особенно близко общался с Гурудевом, ходя, например, с ним вдвоем в баню, то я, чтобы не начать фамильярничать, сознательно избегал подобных мероприятий и всегда старался держаться от него на небольшой дистанции.

Сейчас сложно это представить, но в то время единственным доступным в большинстве мест образовательным курсом был Бхакта-програм, который проходил один раз в неделю, обычно где-то в храме. И в нескольких местах еще проводили Бхакти-шастры, а также существовали частные авторские курсы, обычно неизвестные за пределами одной общины. Не было ни других очных курсов, ни онлайн образования, ни большинства ретритов, ни множества известных сейчас школ…

Но многое в современном ИСККОН проросло именно на тех встречах. Шли они регулярно следующие три года. В основном Гурудев на них рассуждал сам с собой, а мы поддакивали или пытались что-то немного добавить. На них мы обсуждали принципы образования, стараясь сменить затем через разные курсы для преподавателей и других духовных лидеров сам подход к этому служению. Как сделать так, чтобы наше образование переходило постепенно в наставничество, как сделать его менее академичным и более практичным, как распространить его на повседневную жизнь для грихастх, у которых полно хлопот, как перенести систематическое образование в нама-хатты и т.д. Из этих обсуждений потом появились разные курсы подготовки преподавателей, наставников, лидеров и менеджеров и т.д. На тех же встречах появились курсы, которые затем переросли в проект «Бхакти-лата», на них же впервые заговорили о ШДМ, который сначала виделся просто как серия ретритов по Святому имени. Книги Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами тоже начали возникать, в частности, с тех встреч. Сначала была задумка создать линейку книг под брендом комитета образования. Бренда не вышло, зато тогда Махарадж впервые активно взялся за их написание. Там же заговорили о проведении всероссийских Бхакти-шастр (которые потом прошли в Анапе). На них же обсуждались требования к наставникам, стандарты на инициацию и много чего еще, что затем еще несколько лет постепенно проявилось в нашем обществе.

Кстати, на сайте https://academy.bhaktilata.ru можно найти некоторые из курсов, появившихся из тех обсуждений. В частности, «Базовый курс по наставничеству», «Миссия Шрилы Прабхупады», «От шраддхи до ништхи», а на сайте https://bhaktilata.ru – разные другие материалы, связанные с тем служением.

Оглядываясь сейчас назад я понимаю, какой огромный путь проделало образование в нашем обществе всего за каких-то десять лет. Столько всего появилось и развилось... И это очень воодушевляет, потому что понимаешь, каким развитым ИСККОН будет в будущем, через еще десять, пятьдесят, сто лет…

Махарадж тогда возглавлял работу в сфере образования, а я был его помощником по стране, в то время как Парамананда Пури прабху был сфокусирован на Москве.

-----


В тот период из-за частых поездок и служения между ними я резко сократил свое преподавание английского, и, соответственно, уменьшились наши доходы, так что в целях экономии до Москвы и назад я обычно ездил на самом доступном виде транспорта – на ночных автобусах. Спать в них было не очень удобно, и после одной из таких поездок у меня что-то спазмировало в животе, а по приезду я еще съел незрелых фруктов. В итоге проявилась моя хроническая болезнь, возникшая после операции в детстве, и начались сильные боли в животе. Через сутки мы вызвали скорую, но она не помогла, поэтому еще через сутки мы вызвали вторую. Они приехала, и тоже не стала особо ничего делать помимо пары уколов, и лишь на третьи сутки третья скорая меня госпитализировала с диагнозом «острая непроходимость кишечника». Главный хирург посмотрел на меня и сказал, что, если через несколько часов мне не станет лучше от капельницы, нужно будет срочно оперировать, потому что уже запущенная стадия, осложненная моим изначальным состоянием после операции в детстве. Слова его звучали не очень обнадеживающе: «Чем дольше ждем – тем меньше шансов. Если не оперировать – умрешь, если оперировать – то 50/50. Все будет хорошо, но вы на всякий случай с женой попрощайтесь» :) В общем, так себе картина. Стандартная больница с черной плесенью на стенах и ощущением, что единственными медицинскими инструментами там являются градусник и скальпель, рыдающая рядом супруга, на кушетках вокруг – такие же бедолаги, но уже после операции, с торчащими из разных частей тела резиновыми трубками… Мне с детства предсказывали, что в возрасте 27 лет у меня будет очень сильный кризис со здоровьем, и вот прошу любить и жаловать, так сказать…

Получилось сообщить преданным о ситуации. Гурудев проснулся и начал свою молитву, некоторые преданные в общине тоже, ко мне в больницу приехал тогдашний лидер общины, Ганга Нараяна прабху, и следил за тем, чтобы обо мне не забывали врач и медсестры. Через несколько часов, судя по рентгену, лучше мне не стало, и хирург пришел уже с анестезиологом готовить меня к операции. Не знаю, благодаря ли молитвам преданных или нет, но к моменту, когда они пришли, я внутри прямо почувствовал, что мне лучше, мне не нужна операция, все будет хорошо, хотя никакие внешние объективные показатели на это не указывали. И стал врачам говорить, что отказываюсь от операции, а они мне не верят и думают, что у меня что-то не так с рассудком уже. Все равно хотят оперировать и стращают последствиями отказа. В итоге через час споров мы с Ганга Нараяной прабху смогли от них отбиться, подписав бумагу с добровольным отказом от врачебного вмешательства. Я вышел оттуда под напутствие: «Все равно тебя через пару часов снова сюда привезут». И Ганга Нараяна прабху повез меня по разным специалистам нетрадиционной медицины, одним из которых был местный преданный Шьям Хари прабху. Это не реклама преимуществ нетрадиционной медицины над традиционной, поскольку иногда наоборот преданные почему-то думают, что нетрадиционная медицина сродни духовности, и потому колечат свое здоровье у разных шарлатанов. Но дальше было очень забавно. Вместо скальпеля он взял маленький фарфоровый сапожок, купленный где-то в сувенирной лавке на вокзале, и около 6 часов тер мне до синяков им все тело (массаж «гуаша»). К концу, когда я встал с кушетки, весь как большой черный синяк, то несмотря на такой внешний вид, я чувствовал себя не просто полностью здоровым, но и будто вернувшимся с курортного отдыха. Все, к вечеру туча над моей жизнью полностью рассосалась.

Эта ситуация меня хорошенько напугала тогда, но зато такой опыт, во-первых, позволил мне почувствовать больше благодарности к преданным, потому что только благодаря их поддержке мне удалось избежать тяжелых последствий. Не будь их, но будь я один там, в больнице, выжил бы я вообще? А во-вторых, дал мне возможность больше ценить жизнь и сосредотачиваться на том, чтобы прямо сейчас делать что-то самое важное и ценное, что я только могу делать, не размениваясь по мелочам и не откладывая важное на потом, потому что «потом» у любого из нас может и не наступить вообще. Просто выбрать, что сейчас самое лучшее из всего, что я мог бы делать, где сейчас самое лучше место из того, где я мог бы быть. И твердо держаться этого.

Я об этом, правда, регулярно забываю, так что в профилактических целях с тех пор где-то раз в год Кришна у меня такой кризис повторяет, но в значительно меньшем масштабе, и до госпитализации больше никогда не доходило. Зато в качестве напоминания о бренности бытия это работает замечательно :) А еще с тех пор дабы уменьшить частоту таких сложностей со здоровьем пришлось отказаться от очень многих продуктов. В частности, от всех фруктов и почти всех овощей, так что теперь у меня пожизненная диета "экадаши наоборот" :)

Этот же случай стал одной из последних капель в решении переехать из Ростова-на-Дону куда-то поближе к Москве, чтобы удобнее было добираться до служения. Выбор пал на Тулу, где, благодаря помощи родителей супруги мы смогли купить свое первое жилье. Пришлось, правда, взять ипотеку. Кредиты – не самое приятное в жизни, т.к. сразу чувствуешь на себе вес их бремени и вытекающей из него несвободы, так что лучше обходиться без них, но в целом я не противник кредитования, если к нему подходить взвешенно. Ключевой принцип – это не ради незаслуженных по карме наслаждений, а ради создания в своей жизни условий, которые будут максимально благоприятны для практики преданного служения с учетом нашей обусловленности. Если для этого лучше взять поддержку от банка – берем, если нет, и наоборот, финансовое давление будет больше мешать – не берем.

-----


Спустя пару месяцев я вновь был в строю. В то время как раз запускался курс «Ученик в ИСККОН». И всего через полгода его прохождение должно было стать обязательным требованием на инициацию. А в России никто этого курса знать не знал и видать не видывал. Так неожиданно получилось, что единственным в стране преданным, кто формально мог его преподавать и готовить новых преподавателей по нему, оказался я. Не из-за своей высокой квалификации, хотя у меня и есть некая природная предрасположенность к данной деятельности, а потому что я просто в свое время «случайно» прошел требуемые для этого курсы.

Вот меня и заняли старшие… Нужно было объехать всю страну и подготовить преподавателей для ста общин во всех ее уголках. И это определило формат моей занятости на следующие несколько лет. Я объезжал страну, приезжая в какой-то центральный город региона (не области, а региона вроде «Золотое кольцо», «Поволжье» и пр.), чтобы провести в формате недельного ретрита какой-то курс. На него в качестве студентов съезжались по одному-двум представителям от каждого города в регионе. Неделю шли курсы, потом неделю я проводил дома и ехал в новый регион проводить курс уже там. И так по всей стране. Когда добирался до Дальнего Востока с одним курсом, то возвращался и начинал заново круг со следующим, который к тому времени подготовливал под руководством Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа…

Это всегда были курсы для преподавателей, наставников и других старших, поэтому на них съезжались в основном ключевые лидеры общин, преданные с почти 30-и летним стажем практики на то время, хотя у меня он был тогда меньше 10-и лет. Можете вспомнить, кто в ваших городах являются аксакалами общины – вот приезжали они или преданные такого же уровня. Например, на курсах были иногда: Ананта Шеша прабху, Ангира Гауранга прабху, Ванамали Кавирадж прабху, Васушрештха прабху, Ишана прабху, Кришна Мангала прабху, Медини-пати прабху, Мукундананда прабху, Шикшаштака прабху и другие.

И надо признаться, это было для меня тогда взрывом мозга. Когда настолько старшие преданные каждый раз выезжают из дома, собираются со всего региона все вместе, и слушают тебя, по какой-то неизведанной причине играющего роль преподавателя для них. Причем чувствуется, что часто многие из них чему-то именно обучаются, а не просто слушают тебя ради формальности. И так раз за разом, месяц за месяцем и год за годом, от региона к региону по всей стране. Конечно, ты понимаешь, что ты не обучаешь, а просто передаешь то, что ты сам получил от еще более старших, но все равно давление накапливается… Особенно когда тебя селят в отдельную комнату, потому что тебе нужно выспаться и подготовиться к урокам, иначе занятия будут хуже по качеству, а их – по несколько человек в одну комнату, да еще и на твоей комнате порой что-то вроде таблички с надписью «комната гуру» (как, например, в храме Владивостока) оказывается, то это очень тяжело давит на эго. Незрелой психике легко поверить в то, что ты действительно гуру, особенно если у тебя остался вкус к этому. И я честно скажу, у меня не сразу получилось правильно на это все реагировать.

В начале я боялся, и дома перед отъездом ложился к жене на колени и плакался, что мне страшно ехать, потому что там в студентах будет «страшный и ужасный N прабху», который был проповедником и преподавателем еще когда я в прямом смысле под стол пешком ходил. И мне надо будет ему вести почти недельный курс о том, как нужно преподавать, проповедовать или заботиться о подопечных… Очень своеобразная ситуация.

Но то было не смирение, а реакция ложного эго, которое позже привыкло и расслабилось, так что я начал гордиться своими навыками. Но такое настроение всегда чревато... Поэтому однажды Кришна решил устроить мне хорошую встряску. Мне нужно было сделать презентацию курса «Ученик в ИСККОН» на Руководящем совете, где собралось тридцать самых ключевых лидеров страны – все региональные секретари, санньяси, проповедники всероссийского масштаба. И я, зная какие у нас есть сложности в стране, которые как раз разбираются на этом курсе, решил попробовать этим преданным не пересказать содержимое курса, а немного их в презентации… обучить :) Это я только потом уже понял, что к моему мотиву тогда примешался налет гордости… Не буду пересказывать, но я хорошо запомнил тогда урок – меня закидали помидорами и размазали по стенке так, что я потом еще пару лет боялся и отказывался перед ними выходить вообще с какими-либо отчетами по своей деятельности. В общем, со старшими шутки плохи - они хорошо чувствуют наши анартхи, у них нюх от Парампары. Поэтому на курсах нужно было учиться правильному отношению к своему положению.

Лишь со временем у меня получилось начать отделять свою материальную квалификацию, благодаря которой Кришна меня поставил на такое служение, от духовного уровня, и понимать, что материальной природой, склонной к пониманию того, как выстраивать образовательный процесс, нет повода гордиться. Это же просто гуна-карма, она ничего общего не имеет с твоим духовным уровнем, который у твоих студентов может быть гораздо выше.

Впрочем, даже в духовных аспектах нет повода гордиться тем, что ты просто по милости старших что-то знаешь о преданном служении, получил от них какое-то настроение в бхакти, которого другие могли не получить. И твоя задача – просто передать ту милость, носителем которой ты стал, другим, и занять свою материальную природу в служении. Просто как почтальон. Не Бог весть какая профессия (при всем моем уважении к ним). Тебе что-то дали, ты как посланник это передал. Не гордясь этим всем, потому что твоих заслуг в этом нету, только милость, которая на тебя обрушилась, потому что ты так или иначе волею судьбы оказался на ее пути. А если начинаешь гордиться – ты обычно больше не можешь это послание передать, и какой от тебя тогда вообще прок? Более того, часто на таких курсах ты даже не передаешь ничего, ты – просто повод преданным собраться друг с другом и уделить время обдумыванию этих тем. А дальше Сверхдуша, видя их жертву, организует все лучшим образом, тебе надо лишь Ей не мешать.

Но каждый раз, когда я, как мне казалось, усвоил этот урок, Кришна, чтобы выжечь из меня гордость, все больше накалял градус той аудиторией, перед которой необходимо было говорить. Самым ярким на то время был случай в Москве… Я тогда по заказу духовного учителя сделал курс по наставничеству, который состоял из нарезки видеоинтервью с опытными наставниками, в то время как моей задачей была организация обсуждений на основе этих интервью. Курс делался для достаточно начинающих наставников. И преданные в Москве решили сделать на основе этого курса школу наставников. На нее записалось больше ста преданных. Я должен был преподавать, а присутствовавшие там в роли почетных гостей старшие – дополнять на основе своего опыта. Но в последний момент, за пол часа до начала, я, чувствуя, что аудитория слишком разношерстная, предложил разбить ее на две части. Мне хотелось, чтобы занятия максимально соответствовали уровню слушателей. И в одну группу вошли бы младшие, а в другую – преданные постарше. И в старшей бы занятия вел Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами. Но что-то пошло не по плану, и Махарадж согласился разбить аудиторию, но отказался вести занятия, сказав, чтобы для старших это делал я.

И вот стою я, а в аудитории сидят: Е.С. Бхакти Ананта Кришна Госвами, Е.М. Ангира Гауранга прабху, Е.М. Медини-пати прабху, Е.М. Эканга д.д. и другие, помладше. Ну как помладше – там у всех уже десятки, а кого-то и сотни подопечных. Плюс Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, мой дикша-гуру, тоже пришел на занятие и сел, причем не как наблюдатель со стороны, а вот как «студент»… А у меня даже материала нету – он же не на этих преданных заточен, они сами на этих видео из курса выступают… И все пришли на образовательный курс, то есть ожидания, что сейчас и завтра будет по 6 часов обучения. Вот это было очень весело – после 15 минут подготовки целый день вести образовательный курс не просто для старших, а для тех старших, которые на пару порядков лучше тебя знают эту тему. Очень хотелось провалиться под землю, но такой опции у меня не было, и нужно было какое-то взаимо-обучение друг от друга им сходу организовать… Потому что обучать – не значит самому обучать. Обучать – значит создать атмосферу обучения, а уж как оно будет происходить – это другой вопрос.

Я тогда выбрал тему наставнической санги. И позже из этой группы мы выделили 8 самых старших, и из них как раз проявилась очень воодушевляющая санга московских старших наставников, действовавшая потом еще достаточно много лет. До этого в Москве было много попыток сделать такую сангу, но они все как-то не очень успешно заканчивались, а тут все получилось – преданным в санге было интересно друг с другом. На мой взгляд, секретом успеха было то, что там подобрались преданные, которые уважали опыт друг друга, не были скандальными, мы не особо обсуждали менеджмент, и просто общались друг с другом как с бхактами, в том смысле, что пытались прочувствовать ценности каждого в преданном служении, соприкоснуться с сердцем и устремлениями друг друга. А самыми лучшими такими встречами были ретриты в Сочи, когда мы на несколько дней оставляли все остальные дела и просто выезжали туда, где была возможность вместе жить, быть на утренней программе, немного готовить, петь киртаны и вести Кришна-катху. Это очень сближало. Позже я записывал видео с преданными с этой санги. Без особых ожиданий, просто хотел услышать их ощущения от нее. Но с большим удивлением услышал, как они независимо друг от друга начали говорить о том, что эта санга стала для них настоящим прибежищем, которого у них ранее не было.

Так что я очень советую лидерам общин тоже устраивать друг с другом такие ретриты, особенно если отношения оставляют желать лучшего. Мы же ради этого в сознании Кришны. Ради чего мы распространяем сознание Кришны, если даже не можем, а главное – порою даже и не хотим его в общении друг с другом проявлять?


-----


Но вернемся назад во времени, к моим турам по регионам. Поскольку материала было много, а дней на курсе мало, то обычно занятия шли около 8-9 часов в день. Плюс вся утренняя программа, плюс мне нужно было каждый раз готовиться к занятиям, плюс по вечерам я старался успевать преподавать английский язык, потому что с таких курсов пожертвований обычно хватало только на дорогу, ну и чуть-чуть сверху. На хлеб без масла, а масла ведь тоже хотелось :) Это все достаточно сильно выматывало, поэтому по приезду домой я возвращался и неделю "отсыхал", занимаясь составлением нового курса. А как только "отдых" заканчивался, наступал черед ехать в новую поездку.

Кажется, я нашел миниатюру "Я и Кришна", замечательно описывающую то время :)

Но видео может оставить немного неправильно впечатление, что я на тот период жалуюсь. Это не так. Если не учитывать ослабшую садхану, то сама интенсивность курсов меня, наоборот, очень даже радовала. Я там чувствовал себя полностью в своей тарелке, если только не учитывать старшинство аудитории, о чем я писал выше. Поэтому эти годы прошли для меня как еще один большой фестиваль, по интенсивности вполне себе напоминавший время санкиртаны с жизнью в автобусе. Есть все-таки в интенсивном совместном служении особый вкус. Когда преданные собираются и с удовольствием делают какую-то непростую ягью для Господа, жертвуют ради Него чем-то. Комфортом, временем, планами, ложным эго и т.д., Он откликается и создает потрясающую атмосферу. Часто после курсов преданные даже не хотели разъезжаться, понимая, что как только они выйдут за дверь, этот вкус улетучится. Кто-то даже немного плакал :) В общем, это был очень сладкий опыт тех лет. Рекомендую. Однозначно.


Впрочем, надо заметить, что из-за своей низкой квалификации я тогда все-таки не смог сбалансировать свою жизнь должным образом, так что это все сказывалось и на садхане, и на финансах, и на здоровье. И заложило в какой-то момент в меня нездоровое отношение к ним троим, особенно к садхане, потому что на курсе часто было немного не до нее, а дома хотелось расслабиться. Такое легкое отношение к утренней программе вошло в привычку на несколько лет, о чем я позже сильно сожалел, потому что ты не можешь быть проводником духовности, если сам ею не заряжен. И даже служение в миссии ты начинаешь делать в материальном сознании, тем самым сводя его эффективность к минимуму. И в какой-то момент из-за таких поездок я поймал себя на том, что больше играю в духовность, нежели живу ею. И тогда пришлось начинать думать о садхане, а протоптанную колею изменить не так-то легко.


А после двух или трех лет таких поездок, преданные из Гита-нагари (на сколько я понял, инициатором был Дина Чайтанья прабху, за что ему отдельная благодарность) предложили мне оклад в 50 тыс. рублей. На то время это были очень даже достойные финансы, а я мог бы продолжать заниматься той же самой деятельностью, просто делая это еще и от Гита-нагари. Должен отметить, что это такое благословение, когда тебе в преподавании или проповеди не нужно думать о финансах, и ты можешь просто сосредоточиться на служении. Потому что иначе вода камень точит, и нет-нет, да начинаешь превращать свое служение в работу. И это оскверняет всю деятельность. Либо приходится отказываться от служения. Так что я бы сказал, что эта поддержка тогда меня в каком-то смысле спасла, так как без нее я бы, скорее всего, тогда оставил данную деятельность. Ну и интересно, конечно, как Кришна, зная нашу ситуацию, вдруг неожиданно посылает то, что нам нужно.

Были в поездках и разные забавные оказии. Особенно с местами проживания и проведения занятий. Однажды мне позвонил Шикшаштака прабху и словами: «Тиртха-павана, добрый человек, приезжай к нам в Омск, проведи на майские праздники курс, у нас тут помещение большое, светлое, окон много». Это он говорил про строившийся тогда центр «Пять истин». Единственное, что он забыл сказать – что в окнах этих еще не было стеклопакетов, так что мы со всеми студентами жили и занимались при температуре чуть выше 0 градусов. Жаль не осталось фото, где я в валенках, шапке-ушанке и зимней куртке стою у доски, а на меня еще два обогревателя-пушки дуют…

Там же, на Урале, в другом городе проходил курс. И я не проследил за рекламой, которую разослали студентам. Помню, как ко мне подошел один из них, и сказал: «Я, конечно, все понимаю, и то сложно сделать, и это здесь трудно организовать, но когда я узнал, что комфортабельные двухместные номера из рекламы – это палатки… Я же Божеств с собой привез…».

В Сочи мы неделю по те же 8-9 часов в день занимались в помещении без открывающихся окон и с металлической крышей, в самые жаркие дни августа. Температура в помещении была 35-40 градусов, почти без кислорода. В Анапе, наоборот, зимой нам дали неотапливаемое помещение. Позже мы это исправили, но у меня было 12 дней курсов подряд, а на третий день и на весь оставшийся курс из-за холода в первые дни я заболел с температурой в 39. Меня и подменить было некому, и отменить его было нельзя, потому что преданные со всей страны уже приехали. Так и пришлось преподавать. В добавок к этому в комнате, где я жил, обвалился потолок, там образовалась дырка, из которой ручьем круглосуточно с крыши как водопад текла талая вода, прямо через комнату куда-то вниз, в другую дырку… В Москве нас пару раз селили в помещение с клопами. Побрызгав, правда, перед этим, и добро сказав: «Ну они вас еще разок укусят и на обратном пути помрут, вы их потом просто совочком сметите…» :) Во Владивостоке я не смог адаптироваться под часовые пояса, и засыпал в 2 часа ночи, а в 4 уже надо было вставать.

Много, в общем, всего веселого было :) Это я здесь не описывал еще случаев с самих курсов, потому что их не передать коротко. Но Кришна однозначно откликался на эти аскезы особым вкусом. Единственный вывод, который мне хочется из этого всего сделать – это что сознание Кришны скучным не бывает. Если нам скучно в сознании Кришны – скорее всего, мы выпали из сознания Кришны, даже если внешне мы в нем и находимся. Но что-то не так, что-то надо менять. Не обязательно колеся ради этого по стране. Возможно, у себя дома. Но менять. Добавлять глубины, менять приоритеты, добровольно отказываться от чего-то и наоборот с энтузиазмом принимать что-то в сознании Кришны.

А еще бонусом к поездкам с курсами по стране Кришна дал нам с супругой, которая периодически со мной ездила, возможность увидеть красоту нашего мира в разных его уголках. Когда срочность в подготовке преподавателей несколько спала, и режим жизни вошел в более приемлемый ритм, можно было обычно позволить себе добавить несколько дней, чтобы заехать в какое-то красивое место. Я очень горы люблю, так что всегда старался в них побывать, когда оказывался неподалеку :)


На самих курсах я был так занят, что на них не оставалось времени на фотографии, поэтому вот вам хотя бы природа с тех времен:

-----


Конфликты и трудности тоже были. Правда, они шли не от самого образования, а от менеджмента в образовании. Самым ярким в то время для меня был конфликт с Омском, а точнее с Гопишварой прабху. Обучив преподавателей курса «Ученик в ИСККОН», как раз на том ледяном майском курсе, я при передаче материалов просил их пообещать, что они не будут проводить этот курс онлайн, потому что таковы были правила совета Джи-Би-Си на тот момент. И вот, когда я уехал из Омска, буквально спустя пару недель я увидел рекламу с набором на этот онлайн-курс. Я разозлился и написал администратору сайта (Гопишваре прабху), думая, что это просто какой-то начинающий преданный, действующий от лица преподавателя, который только что дал обещание курс так не проводить. Поскольку у меня было ощущение некоего обмана, и я думал, что пишу кому-то, кто просто помогает обманувшему меня человеку, то в гордости своей я не стеснялся резкости своих выражений. Кто же мог подумать, что я это пишу председателю совета общины с кшатрийским характером :) На меня за это письмо потом писали жалобу в Руководящий совет и духовному учителю, а с Гопишварой прабху мы пару лет общались с некоторым оскалом :) Потом я извинился за свой первоначальный тон, и мы помирились. Я к ним несколько раз приезжал с курсами, мы дружелюбно общались. Я, правда, до сих пор не согласен с некоторыми аспектами того, как они организуют свое онлайн-обучение, считая, что лучше действовать иначе, но я теперь понимаю их мотивы и ценности (например, желание сделать образование максимально доступным), которые ими в этом движут, и уважаю их за это. В том конфликте для меня, кстати, запомнилось одно письмо Гурудева. Он переслал мне жалобу на меня и свой ответ, в котором меня защищал, а мне лично дописал еще пару предложений. Хотя это я был тем, кто создал ему проблемы, и на тот момент ухудшил его отношения с руководством общины в Омске, он извинялся передо мной, сказав, что, видимо, слишком быстро отпустил меня в свободное плавание без должного руководства, и сказал, как мне лучше было действовать в той ситуации. С тех пор я всегда стараюсь брать пример с того письма – даже в позиции, когда я, вроде бы, и не виноват, найти то место, которое я все же мог бы улучшить в своем поведении, и искренне извиниться перед другим человеком за то, что не смог сделать этого вовремя.

Говоря о конфликтах, стоит рассказать еще об Ангире Гауранге прабху. Сейчас мы с ним очень хорошие друзья, если, конечно, можно так сказать про отношения преданных, один из которых гораздо старше другого в плане сознания Кришны. В общем, у нас близкие доверительные отношения. Но во время нашего первого с ним знакомства во многих городах в то время были сильные конфликты бхакти-врикш с местными лидерами. И мне приходилось их порой улаживать, так что я пытался понять, откуда у них растут ноги. И в какой-то момент в порыве дискуссии несколько сгоряча даже позволил себе фразу: «Вы что, хотите вместо Шрилы Прабхупады стать Ачарьей-основателем нового ИСККОНа в виде вашей бхакти-врикши?». Я был удивлен, но он совершенно не принял эту фразу близко к сердцу, хотя она была явно оскорбительна, особенно из уст младшего преданного. И тогда меня несколько переключило с конфликтного настроя на желание лучше понять его ход мыслей и ценностей. И вот когда я смог соприкоснуться с его внутренними устремлениями, из-за которых он действовал так, как действовал, у меня к нему развилось очень глубокое уважение. Хотя со многим тактически я и не был согласен.

Вообще, это важный навык, который дало мне служение в комитете образования – научиться ценить ценности других преданных, даже если тебе они чужды, и входят в кажущийся конфликт с твоими ценностями в служении. Потому что это форма их преданности, их служение Господу. Нам важно научиться не приписывать людям грязных мотивов, а даже если такой и есть, искать чистую составляющую их мотива, и пытаться найти с ней общий язык. Мы ведь ради Шрилы Прабхупады стараемся как можем. И не надо ради Шрилы Прабхупады бить самого Шрилу Прабхупаду, разрушая конфликтами его миссию. Впереди служение сделать весь мир сознающим Кришну. А мы порою даже в горстке из десяти человек не можем общий язык найти. Так Кришна никогда не уполномочит нас на полноценное служение Ему, потому что мы к нему не готовы.

Ну и раз уж заговорил о конфликтах, то скажу и о дискуссиях, порой очень эмоционально накаленных дискуссиях, среди старших… Поскольку контакт с ними был немалой частью моего служения.

В то время у меня фактически было два руководителя. Махарадж как руководитель комитета образования при ЦОСКР и Ачьютатма прабху как президент ЦОСКР. И оба мне давали задания, которые порой противоречили друг другу. Например, при составлении курса один мне говорил, что курс нужно сделать попроще, не слишком нагруженным, а другой просил туда много всего добавить, что явно бы утяжеляло курс. И вот попробуй обоих удовлетвори… :) Хороший ученик, подобно Арджуне в ситуации с Ашваттхамой, смог бы найти выход, но я тогда этого не понимал и обычно просто просил их друг с другом договориться, так что периодически становился свидетелем их горячих споров. И интересно было наблюдать за их общением. Потому что часто там проявлялись их индивидуальные предпочтения, основанные на гуна-карме. И вот это важный момент. Нам иногда кажется, что чистый преданный уже выше гуна-кармы, но это не совсем так. Например, наши ачарьи утверждают, что на уровне ништхи гуна-карма такого преданного проявлена почти полностью, и лишь с ништхи она начинает уменьшать свое влияние, сходя на нет уже лишь на уровне бхавы. Так, ученый даже на уровне ништхи будет мыслить и вести себя как ученый, а руководитель – как руководитель. Каждый будет мыслить по-своему, через призму своей обусловленности. Просто на уровне ништхи вся природа человека занята в служении, и поэтому она не отвлекает его от служения. И важно ценить не освобождение от природы, а то, что человек ее полностью занял в служении. Но сама эта природа может сталкиваться, потому что она разная. Просто надо понимать, что это не проблема, потому что это все внешнее. Даже наоборот, когда природы сталкиваются, то уравновешивают и дополняют друг друга, позволяя лучше проявить волю Кришны.

Другой составляющей моего служения было посещение встреч Руководящего совета. Поскольку я был очевидно младшим по отношению ко всем, кто там присутствовал, Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, чтобы не вызвать возражений со стороны остальных, проводил меня туда под предлогом того, что я должен был играть там роль секретаря. Записывать их решения. Решений, правда, почти не было, но роль у меня такая была :) За счет этого служения я вошел в отношения со всеми лидерами, а также научился тому, как старшие конфликтуют друг с другом. Это же менеджериальные собрания, поэтому там… вполне могут завязываться сражения. Это даже в порядке вещей, и наоборот, странно, если их там нет. Потому что каждый яро хочет послужить Шриле Прабхупаде как можно лучше. На основе опять же своей природы и проявленных ценностей в сознании Кришны. И начинается такая раса.

Нам иногда кажется, что старшие не должны конфликтовать. Могут, и еще как могут, уж поверьте. Просто, во-первых, такие дискуссии должны всегда вестись в настроении, что это сражение не на победу одного и проигрыш другого, а на совместный поиск истины. И сражение – это совместное служение Кришне, позволяющее выйти за рамки своей обусловленности и за счет своей интенсивности найти-таки истину. Этим духовные конфликты отличаются от материальных.

А во-вторых… Пару раз на встречах ЦОСКР или КОРСП (ядро ЦОСКР) я видел, как преданные не просто спорили, а я бы даже сказал, что вот именно ругались. Один раз, когда Бхакти Вигьяна Госвами и Бхактиведанта Садху Свами критиковали друг друга и разговаривали друг с другом на… явно повышенных тонах, Гаура Кришна прабху даже повернулся ко мне проверить, нормально ли я это переживаю. Я сказал, что да, хотя на самом деле не до конца. Но вот что мне было интересно. Сразу после встречи, где они бились друг с другом как два адвоката в суде, где казалось бы, что там вот именно эмоция вражды есть, когда встреча закончилась, они обнялись и с шутками в обнимку пошли вместе вкушать прасад. Это научило меня тогда тому, что конфликты в служении не должны разрушать наши отношения. Не так, что из-за разных мнений мы должны стать врагами. Отношения между вайшнавами находятся на другом плане бытия, и если я умею отделять себя (душу) от разума (мнения), то конфликты на уровне разума не помешают моим отношениям с другим искренним преданным.

Позже я пару раз был в ситуациях, когда становился свидетелем того, как один дикша-гуру или Джи-Би-Си называл другого преданного с аналогичным статусом демоном, сумасшедшим или другими схожими словами. И иногда это подрывает веру. Как же так, что старшие так себя ведут, неужели они в майе? Но важно понимать, что когда мы это слышим, мы воспринимаем это через призму своего сознания, оскверненного материальными гневом, завистью и т.д. В сознании же старших это все совсем не так. Выглядит оно так из-за большей, чем у нас, интенсивности их эмоций по отношению к Кришне, но сами эмоции там гораздо чище. В общем, то, что они вкладывают в такие слова, и то, что думаем мы, когда их слышим – две разные вещи. Поэтому, даже когда мы видим конфликты среди старших, нельзя занимать чью-то сторону. Потому что тогда мы будем смотреть на ситуацию не так, как смотрит на нее старший, чью позицию, как нам кажется, мы заняли, а через призму большей нечистоты своего сердца. Так мы совершим апарадху. И обычно это унесет нас туда, куда нам не стоит идти. Лучше воспринимать это как их лилы и стараться служить им обоим. Если, конечно, только еще более старший не скажет нам, как лучше правильно действовать в сложившейся ситуации.


-----


Дабы у вас не сложилось ложного впечатления, что на собраниях Руководящего собрания были только дебаты, расскажу немного о тех встречах. Обычно первый день каждый участник рассказывал о жизни в его регионе или успехах в проекте. И это было потрясающе смотреть на всю картину целиком. Живя в небольшой общине мы обычно привыкаем в ее порой не очень высоким темпам жизни. Но на презентации ты вдруг видишь - здесь прошел фестиваль в главном зале Москвы на 5000 человек, здесь распространили миллион книг, здесь у нашего общества свое телевидение появилось, здесь преданные провели день города вместе с администрацией города и т.д. И это очень раздвигает границы сознания и приучает мыслить совершенно другими масштабами.


Ну и, конечно, общение с каждым отдельным участником этой санги дорого стоит. Особенно по вечерам, когда уже никаких дел не осталось, и есть возможность пару часов неформально о чем-то поговорить с каким-то лидером. Особенно часто меня в те годы селили почему-то именно с Е.М. Радха Дамодаром прабху и Е.М. Васуманом прабху, так что теперь мне их не хватает...


Ну и рабочие обсуждения. Как-то так повелось, что решения Руководящего совета особо нигде не публикуются, так что вряд ли вы сможете назвать по памяти больше 1-2 их решений за эти 10 лет :) Но на самом деле работа там идет. Пусть не всегда такая эффективная, как порой хотелось бы, но идет, и сами встречи позволяют ИСККОНу не распасться на множество своих мини-версий, потому что это они поддерживают связь и отношения между лидерами.


-----


Вот примерно так, в поездках, в составлении курсов и в менеджериальных собраниях, прошло несколько лет моего служения. Все это время я занимался служением под непосредственным руководством духовного учителя, был его помощником в сфере вайшнавского образования, и потому следующей важной вехой в жизни стало служение, когда он перестал мною руководить, и меня уже самого сделали ответственным за образование в России.

Случилось это во время моей поездки в Индию. Однажды мне позвонил Гурудев и сказал, что хочет организовать в России Джи-Би-Си колледж. И что для этого я должен через пять дней выехать в Индию на месяц, чтобы обучиться самому, познакомиться с организаторами колледжа и договориться с ними об организации подобного обучения у нас. Отменив другие дела я отправился в путь. Колледж проходил в Говардхан эко вилладж рядом с Бомбеем. Это, конечно, потрясающее место. Там все продумано до мелочей. Большие парки, в которых представлен весь Вриндаван с его основными храмами, кундами и лилами Господа.

Правда, все жилье там было занято, поэтому мне досталась жизнь в местном экодоме (на одном из фото они они стоят вдалеке). Из соломы, с земляным полом и без электричества. В первую же ночь огромная крыса прогрызла мне насквозь рюкзак. А по ночам над нами под крышей прилетали спать летучие мыши. Я бы даже расстроился, что меня поселили в такой дом, если бы моим соседом тогда не оказался один из со-президентов общины в Пуне, который составил замечательную компанию, и много чему меня научил. В общем, через месяц я договорился о том, как колледж будет проходить в России, и курировать его должен был Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами.

Но вдруг Махарадж выпустил видео или письмо о том, что он приостанавливает все свои административные служения и сам улетает в Индию на поправку здоровья и личный бхаджан. Я этого совершенно не ожидал, потому что мне он никогда не говорил о том, что планирует что-то подобное. И с того момента начался второй большой этап моего служения в образовании, но об этом в следующей части рассказа.

-----


А напоследок расскажу еще одну забавную историю тех лет. Забавная штука у меня вышла тогда со второй инициацией. Гурудев как-то однажды сказал: «Ты брахманам преподаешь, а сам не брахман, тебе надо вторую инициацию». И я должен был получить ее в Москве во время приезда Е.С. Радханатха Свами. И так случилось, что сразу после огненной церемонии и повторной дачи обетов, когда оба Махараджа приняли их и поздравили нас с получением второй инициации, им обоим нужно было куда-то уходить, поэтому Гурудев не успел мне прочитать мантры, планируя это сделать вечером. Но у меня вечером в Сочи уже начинался курс для съехавшихся из разных городов преданных, так что я не мог остаться, и, в общем-то, уже со второй инициацией, но без брахманического шнура улетел на курс. В следующий раз я Гурудева увидел только через два месяца. Но он сказал, что с момента ягьи прошло уже слишком много времени, поэтому он даст мне шнур и все мантры, кроме первой Гаятри-мантры, и что ее мне нужно будет у него получить после новой ягьи. Если честно, я настолько не человек правил и предписаний, что является и моей сильной, и слабой, сторонами, что мне просто было важно, что меня духовный учитель в сердце принял полноценным учеником, а есть ли у меня брахманический шнур или нет, есть ли мантры или нет, мне было… не очень важно. Поэтому я три или четыре года все никак «не находил времени» пройти ягью еще раз перед встречей с ним, и ходил «полутора-инициированным». Лишь спустя годы все случайно совпало, и Гурудев дал мне-таки первую Гаятри-мантру. Перед этим он сделал полный ачаман и передал его мне, а я не то, что полного ачамана или мантр не мог вспомнить, я даже движения простого ачамана забыл – какой рукой что там делать :) Как я уже сказал – правила Панчаратры – не моя сильная сторона… :) Ох и стыдно же мне было, я же, вроде, уже брахман пару лет как :) Кали-южный. В общем, отношения с ритуалами у меня, сами понимаете, не очень. Гурудев тогда напряженно и несколько сердито отодвинул от меня ачаман, но ничего не сказал, и дал Гаятри-мантру…