Пришла только молодежь, так что такая обстановка оказалась не страшной, но мы же звали и взрослых семейных людей с детьми, и пожилые пары, и богатых людей, с разной культурой у всех, и тут было важно для их дальнейшей жизни в этом и новых телах, чтобы у них о представителях Кришны осталось правильное впечатление.
В другую квартиру мы как-то зашли, и там все стены были увешаны постерами крайне непристойного содержания, которые нужно было снимать самим, потому что гости бы пришли уже через пятнадцать минут, а хозяин квартиры дал нам ключи, сказав, что он не успевает с работы. Одна квартира, мы специально зашли проверить, что все в порядке. Была очень чистая, все соответствовало представлениям и культуре среднего класса о чистом и приятном помещении. Мы не заметили никакого подвоха, и только позже выяснилось, что она была местом оптовой продажи травки. Мы вместе стояли с хозяином квартиры, он отвлекся на пришедшего гостя и продал ему примерно тридцатилитровый пакет марихуаны. Хорошо хоть, что это был не полицейский под прикрытием — уголовный срок получить случайно (для него это выглядело, что я вместе с хозяином квартиры был) не очень то хотелось.
Я это все решил описать, чтобы описать атмосферу происходящих событий. Сейчас это выглядит забавно, но при этом, конечно, это не было смешно или приятно в тот момент. К счастью, таких ярких инцидентов было не так много, обычно все было более спокойно, но все те же элементы загрязняющей атмосферы оставались. И тогда это доставляло множество беспокойств, потому что требовало еще большего акцента на служении Кришне, без которого сознание начинало уплывать. Поэтому правилом было, что независимо от времени отбоя подъем всегда был в четыре часа утра, всегда была одинаковая утренняя программа и всегда была санкиртана. Это позволяло держать себя в тонусе. Если кто-то начинал немного подпадать под нежелательное влияние низших гун, то, во-первых, тут же получал обратную связь от других членов команды, а во-вторых, у него просто уходили силы следовать этой программе – не мог встать утром, выйти на улицу и пр. Так мы и держались. Но ключевым, конечно, было общение друг с другом. Спустя три года программы так случилось, что Джеф должен был посетить родственников, и все другие брахмачари предпочли остаться в храме, так что я, несколько гордый своим желанием проповедовать, в то время как остальные «тухнут», решил поехать один. Меня хватило на два дня, после чего иллюзия нашла лазейку, и в итоге я вернулся в храм в не самом лучшем своем состоянии сознания, а позже это даже привело к закрытию нашей программы. Но об этом потом, а до тех пор все было в надлежащем русле.
Еще стоит рассказать о моем лучшем времени чтения книг Шрилы Прабхупады. Поездка между городами занимала обычно шесть-восемь часов. И вот, пробыв в городе неделю, в аскезах ради Кришны, активной проповеди и читая книги Шрилы Прабхупады по два часа в день, мы выезжали на автобусе на новое место. Джеф, как я писал выше, имел тенденцию засыпать, поэтому моим служением было поддерживать его. И мы читали вместе Шримад Бхагаватам все эти часы. С равным преданным, с которым вместе проходили через все это, в виде обсуждений и вопросов-ответов друг другу. И вот благодаря всем эти факторам в совокупности Шримад Бхагаватам раскрывался поразительно глубоко.
Теперь, несколько запомнившихся мне историй. Их гораздо больше было, но они позабывались уже все. Я потому и решил изначально записать статьи, что с каждым годом многие нюансы теряются из памяти.
На санкиртане мы встретили парня, который на тот момент повторял шестнадцать кругов, и ни разу не видел преданных. Просто нашел где-то книги Шрилы Прабхупады, начал их читать, в конце увидел, что надо повторять мантру и начал повторять. Уже два года так читал мантру, даже не задумываясь, что есть еще преданные.
Еще мы встретили парня, который где-то прочитал про важность экадаши. И то, что в этот день надо поститься и всю ночь танцевать для Бога. И он начал поститься и танцевать. Он не знал, как танцевать, поэтому ходил на танцпол в ночные клубы. Затем решил, что там слишком неподходящая атмосфера, и начал уезжать в горы и просто танцевать под звездами всю ночь один. У него все хорошо было с психикой, вот как-то так на него подействовало просто. Потом он узнал, что есть преданные, и они тоже соблюдают дорогой ему экадаши! Поэтому на экадаши специально поехал в другой город в храм, где его встретили экадашным пиром. И ночью тоже все спали. После чего с преданными он до встречи с нами не общался — мы ему казались изуверами практики экадаши. Но в итоге он стал потом брахмачари на какое-то время, около года :)
В одном из городов мы останавливались пару раз у христианского священника. Было очень интересно наблюдать за тем, как меняется его мировоззрение, причем делает это в рамках имевшейся культуры и профессии.
В одном из городов, Кингстоне, мы повстречали семейную пару буддистов. Но именно не таких буддистов, которые только считают себя таковыми, а достаточно серьезных практикантов, отлично разбирающихся в писаниях, медитирующих пару часов в день и предлагающих статуе Будды еду. У них же мы провели самую первую программу в том городе. Буквально за полтора часа распространения книг мы нашли десять гостей и дом для проведения этой программы. Вот она: