На дворе было 31 января. Дорога до фестиваля должна была занять больше двух часов, с тремя пересадками. Хорошо помню, что ехал я туда в наушниках, откуда звучал голос Кипелова (группа Ария). Хотя с момента разрыва отношений, о которых я писал в прошлой части, прошло уже полтора года, настроение до сих пор оставалось достаточно скверным. Несмотря на предстоящие, казалось бы, яркие события в жизни, я чувствовал, что что-то с ней не так – было сильное давящее чувство на сердце – как будто я решил пойти не в том направлении, куда мне нужно было.
Оказалось, что Давиду, позвавшему меня на фестиваль, дали задание от одной из организаций, в которой он состоял, пройти по различным религиозным движениям и посмотреть, что они делают – как проповедуют, как организована их жизнь [кстати, стоит взять на заметку – хороший способ перенимать чужой опыт и учиться на чужих ошибках]. И вот на одно из таких мероприятий он меня и позвал. «Фестиваль» проходил в старом, достаточно зашарпанном здании, которое тогда арендовали преданные. На программе было не больше двадцати человек, причем преданных было больше, чем гостей. Нам немного рассказали про музыкальные инструменты, а затем сыграли киртан. Киртан мне очень понравился, но в чисто музыкальном смысле, ничего духовного я не почувствовал. Затем один из ведущих начал давать лекцию. Уж не знаю, кто решил выбрать такую тему, но если честно, на мой взгляд это была одна из самых худших тем для первого знакомства – нам рассказывали как где-то в большом океане на большой змее возлежит большой Вишну с четырьмя руками, который своим потом и создал этот океан, а у Него из лотосного пупка растет лотос, на котором рождается Господь Брахма, который творит мир. Вот такая была тема, и я с нее не очень много чего понял, за исключением того, что Брахма по версии лектора, видимо, и есть тот Господь, которому я поклоняюсь :) Но, так или иначе, меня это заинтриговало – я тогда подумал: «О, это интересные аллегории – наверное, эти книги, по которым говорит лектор, так завуалировано описывают процессы того, что происходит во вселенной, какое-то тайное знание, недоступное простым смертным». Поэтому, когда лектор завершил лекцию тем, что у них также есть образовательная программа, на которой можно узнать все подробности этой древней литературы, я очень обрадовался, потому что предположил, что на настоящих образовательных встречах мне скажут ключ к этому «коду», и я пойму, что значат эти аллегории на самом деле. Тогда я подумал, что это что-то вроде духовной семинарии, либо тайных встреч для посвященных, либо, на худой конец, академических лекций в университете. Впоследствии это оказалось Бхакти-врикшей, проходившей в одном из разваливающихся деревянных бараков… Затем, в конце программы, нас угостили небольшим кусочком вкусного торта, и программа закончилась просто небольшим живым общением друг с другом.
Стоит, кстати, сказать, что с нее из семи-восьми гостей аж четыре человека стали сразу же практиковать, трое из которых позже получили инициацию. Четвертым был Давид – позже, спустя пару лет, он совсем отошел от практики, но до тех пор даже проповедовал какие-то идеи Шрилы Прабхупады среди своей католической братии, и предлагая им на четках также читать Маха-мантру. Это было достаточно забавно – уж не знаю, правда ли это, но по крайней мере мне он рассказывал, что пока был в Ватикане (куда он поехал летом, но уже без меня), организовал там небольшой кружок католических священников, повторявших Маха-мантру.
Казалось бы, это была совсем небольшая программа преданных, без каких-то особых условий для ее проведения, но в корне изменившая жизни нескольких людей, которые, в свою очередь, затем также начали менять жизни других. Иногда мы можем стесняться, нам может казаться, что нам нечего предложить людям вокруг, что у нас нет чего-то, что могло бы их реально привлечь, что не стоит занимать целый день десятка вайшнавов ради чего-то небольшого, но наша задача – стать инструментами Кришны, и без привязанности к результату делать свое дело наилучшим возможным образом. Дать людям возможность соприкоснуться с Его милостью, а Он уж, когда нужно будет, организует все лучшим образом. В этом мире еще полно таких душ, как мы с вами.
Находясь под впечатлением после мероприятия, на ночные гонки после программы я решил не ходить, зато через несколько дней отправился на «образовательную» Бхакти-врикшу к Володе и Кате Дружиным (брат и сестра; Володю теперь зовут Видьяпати дас). Что-то там обсуждалось – я иногда спрашивал у кого-то из рядом сидящих: «Ты понимаешь, о чем они говорят вообще?», меня иногда спрашивали мое мнение, что мне нравилось, и я старался с умным видом что-то рассказать. А вечером Бала Кришна прабху, один из ключевых участников событий того времени, пригласивший меня как раз на бхакти-врикшу с фестиваля, должен был развезти нас по домам. Это вообще была очень радовавшая и вселявшая мне тогда уважение к преданным практика – после нама-хатты те, у кого была машина, развозили всех остальных, даже если нужно было сделать большой крюк. Но в тот вечер, когда мы выезжали из двора, наша машина напрочь забуксовала в снеге (в Сибири его много), и нам понадобилось около двух часов, чтобы ее вытащить. Автобусы до Академгородка, где я жил, уже не ходили, а находился он больше, чем в тридцати километрах, поэтому Бала Кришна прабху с фактически первой же программы повез меня к себе домой. Мы с ним обсуждали философию – я спорил, доказывая какие-то имперсональные концепции, которыми заразился при изучении восточной философии уже после Толстого, он доказывал обратное. Так мы прообщались часов до трех утра, и легли спать. Помню, как он укладывал дома Божеств – я тогда проникся уважением, что у него, в отличие от меня, есть какая-то реальная практика, которой он придерживается. Вообще, я заметил, что многие искренние люди из числа непреданных любят наши ритуалы. Порой мы можем, опять же, стесняться предлагать при них прасад и пр., но я много раз встречался с тем, что таким невинным душам наоборот хочется как-то соприкоснуться с чем-то возвышенным. И внешний ритуал для них – это один из способов такого соприкосновения.
На следующий день я поехал домой, а к вечеру у меня заболело горло из-за двух часов на морозе во время откапывания машины. И я на две недели свалился с ангиной. Сил у меня особо не было ни на что-то, поэтому все две недели я либо лежал в постели, либо сидел за компьютером. Параллельно с этим на торрент-трекере в местной локальной сети я нашел лекции по Ведам – они были рассортированы по именам лекторов. Все имена были совершенно нечитабельными, поэтому я просто выбрал самое первое в списке, отсортированном по алфавиту: «Бхакти Вигьяна Госвами». Это не были проповеднические лекции – просто сборная солянка лекций по Шримад Бхагаватам для вайшнавов. И все две недели я часов по шестнадцать в день слушал его лекции, параллельно либо играя на компьютере, либо отдыхая в постели. В этот момент произошел второй переломный момент моей жизни, после которого опять же траектория моей жизни значительно изменилась. Я помню, как в какой-то момент этих лекций меня прошибли истерические слезы раскаяния за всю прошедшую жизнь. Я просил тогда у Господа прощения за все глупости, ради которых жил до этого, и просил возможности быть с Ним. С тех пор встречи с преданными в моем уме перестали быть чем-то просто любопытным, и мне не было важно, что это не выглядело как что-то очень «солидное» – мне начало хотеться общаться с ними как можно больше, поэтому как только я поправился, то поехал на очередную встречу у Дружининых. Не помню содержания самой встречи, как и, если быть честным, большинства всех тех встреч – философская часть на той бхакти-врикше тоже была, и неплохая, но меня она не сильно цепляла. Зато мне очень понравилось общение там. Атмосфера до начала встречи, пока кто-то на кухне готовил прасад, сами живые обсуждения, эмоциональные киртаны и смех за прасадом, затем совместная дорога домой…