Был у нас в храме и преданный из 80-х, который из-за деменции уже ничего не помнил, даже свое имя начал забывать. Но его привозили на воскресную программу, где он со всеми здоровался: «Харе Кришна», - это было почти единственное, что он помнил. Был и преданный, который тогда уже лет двадцать пять практиковал, но до сих пор не получил инициацию. В какой-то момент его сбила машина. Да простят меня люди с ярким воображением, но он помнит, как его кишечник лопатками соскребали с асфальта. В общем, его просто по частям собрали. Понадобились годы, чтобы восстановиться, но после этого он приходил раз в несколько дней, пил опиаты и морфин, чтобы не чувствовать боли (без них он просто не мог функционировать), и, что бы вы думали, делал ремонт в храме. А я мимо него проходил, идя на санкиртану, с мыслью, что это я в миссии участвую, а он — ну как бы так, служит, вроде… Еще там была семейная пара, которая уже больше двадцати лет каждый день пуджарила на алтаре с утра и по вечерам – кроме сна и работы (за служение в храме они финансы не получали) это занимало просто все их время, ничего больше не оставалось. При этом они еще двух детей вайшнавами успели родить и воспитать. В общем, там, как Вы поняли, было очень много интересных вайшнавов… Уверен, там было и очень много вайшнави, о которых бы стоило рассказать, но этикет в этом аспекте общения был очень строгим – так что я ничего не знаю о живших там вайшнави, даже старших, они находились в каком-то другом измерении храмовой жизни.
Должен заметить, одна из тех вещей, о которых я сейчас жалею – я не ценил имевшуюся у меня тогда возможность для личного общения так, как ценил бы сейчас. Тогда это казалось чем-то естественным, само собой разумеющимся, и духа преданности я за этим всем часто не видел. Сейчас я бы совсем по-другому относился к тем вечерним лекциям по Бхагавад-гите и возможности перенять дух служения этих преданных. А также относился бы иначе ко многим вайшнавам, которые не вписывались в мои узкие представления о сознании Кришны — тогда мне казалось, что человек должен лекции хорошие давать, в проповеди участвовать, какие-то внешние достижения, а того, что в сознании Кришны просто постоянно жить можно, я вообще не понимал – не приходит каждый день в храм – значит «падший» :) Утрирую, конечно, но тень такого менталитета все же была.
А, конечно же, говоря о своих ошибках, нужно сказать о местном Джи-Би-Си тоже. Бхакти Марга Свами. Тогда, весь из себя «правильный», я не мог побороть своего критического отношения к нему. Потому что утреннюю джапу он никогда не читал сидя или даже просто в алтарной, а наоборот звал преданных на утренние прогулки с джапой по городу. Во время киртанов он организовывал самые разные и необычные танцы — например, уводил нас из алтарной комнаты и вел по всему храму каким-нибудь особым шагом, что, как мне казалось, отвлекало преданных от Святых имен. Лекции он давал в очень неординарном стиле – посреди каждого второго предложения он останавливался и показывал разными жестами слово, которое преданные должны были угадать – так лекция постоянно перемежалась игрой в крокодильчика. Его любимым отдыхом была прогулка – он иногда просто уходил на пару месяцев в пешую прогулку через всю Канаду. Как-то на прогулке при нас ему женщина, которую он встретил по дороге, пожертвовала банку маринованных помидор, в которых были лук и чеснок – он сказал их нам тоже добавить в кичри, чтобы женщина получила благо. Кажется, я тогда даже есть это кичри отказался, предпочел поголодать. В общем, Махарадж никак не подходил под мои представления о сознании Кришны :) Мне понадобилась пара лет, чтобы начать понимать его ценности. Например, пока он ходил по Канаде, что мне сначала казалось просто наслаждением природой, он всегда повторял много кругов джапы, а все маленькие городки и деревни на его пути, куда бы никогда не добрались преданные, на главной полосе своих газет, которые затем расходились по всем хуторам той местности, размещали интервью с ним, поскольку это им казалось важным событием – монах идет через всю Канаду мимо нашего города, других то событий не происходит. И это все не считая того, что так он заботился о своем здоровье, чтобы дольше служить миссии, а в разговорах по дороге (он часто брал с собой спутников на часть пути) постоянно связывал природные явления с сознанием Кришны. А лекции, которые мне из-за всех игр жестами казались тогда детским садом, оказывается, гораздо лучше воспринимались многими преданными, чем обычные. Лучше – не в смысле интереснее, а в смысле, что они лучше запоминали и философию с нее, потому что на длинных философских лекциях ум у них убегал, и они не могли сосредоточиться уже спустя пятнадцать минут. В киртане он старался зажечь всячески энтузиазм преданных, чтобы киртан вдохновлял их ум, а затем возвращал их к концентрации на Святом имени. И также с другими аспектами. Мне до сих пор внутренне не близки его методы многие, но со временем я начал ценить именно его ценности, лежащие в основе этих методов, и стал понимать как все-таки он действует, чем он мотивирован. А не только внешне смотреть на отхождение от правил. Недавно, кстати, с ним вышло интервью о будущем ИСККОН, проблемах, которые он видит в нашем обществе и пр. – я посмотрел сейчас это интервью и только диву дался о степени его глубины сознания Кришны. Перевод интервью, кстати,
можно найти здесь, если что.
Вообще, это склонность многих искренних, но начинающих преданных — думать, что они, прочитав пару раз книгу Шрилы Прабхупады и годик-другой последовав всем правилам, теперь лучше знают, что такое бхакти, чем другие преданные, отдавшие Шриле Прабхупаде всю свою жизнь.
Еще, за тот год я дважды побывал к Нью-йоркском храме, приезжая на день-два и живя на 25-й авеню, в квартале от «26, 2-nd Avenue», где некогда располагался центр Шрилы Прабхупады с вывеской «Бесценные дары». Это, конечно, интересно было пройтись по всем тем местам: дороге, по которой гулял тогда Шрила Прабхупада, месте, где он читал лекции, посидеть под деревом в Томпкинс-парке, где преданные проводили тогда харинамы. Правда, без соответствующей катхи преданных эти места, как и Святые места во Вриндаване или Навадвипе, не раскрывались и казались достаточно обыденными. Потому что места лил – это не просто географические места, их можно увидеть только через призму видения других вайшнавов, раскрывающих нам духовную реальность тех мест. Да и не только места, вообще открыть нам Кришну и духовную реальность могут только другие вайшнавы.
В оба моих приезда там в ашраме жил Радханатха Свами. Брахмачари-ашрам в Нью-йорке до этого состоял примерно из двадцати человек, но в силу некоторых обстоятельств распался и переехал в две небольшие комнаты, в которых жили человек шесть-семь. В тот момент мы все жили в одной, проходной, комнате, а Махарадж – в маленькой, в которую можно было зайти только через нашу проходную. Дверь была почти всегда открыта, так что было ощущение, что он живет прямо в одной с нами комнате. Правда, тогда я постеснялся к нему подойти, и из всего общения с ним могу лишь вспомнить о вопросе, который задал после лекции и о том, как он, увидев меня уснувшим в ашраме днем за чтением Шримад Бхагаватам, разбудил меня громким «Хари Хари» и смехом.
А вот с другим возвышенным преданным у меня тогда получилось немного соприкоснуться — Рама Раем прабху.
Это был преданный, которое долго жил во Вриндаване, причем несколько лет – вместе с Аиндрой прабху в одной комнате, и был неотъемлемой частью киртанов того времени. Аиндра прабху только что оставил тело, и Рам Рай прабху решил последовать словам Аиндры прабху, что в этом мире есть смысл только в том, чтобы либо жить во Вриндаване, либо проповедовать. А потому отправился в Нью-йорк, чтобы проводить харинамы. В тот момент он только пару недель как приехал в США, и после многих лет жизни во Вриндаване, он не особо следил за своим внешним видом, поэтому его харинаму сложно было назвать эстетически привлекательной – на нее он шел в дхоти, с не отстирываемыми пятнами от прасада и задравшемся до колен, из-под которого торчали порванные подштанники, а сверху была куртка, по виду – его ровесница. Все, что нужно было для харинамы, он вез на метро в тележке из супермаркета. В США иногда бомжи с такими ходят... Каждый день он собирал преданных часа на четыре-пять харинамы, которая проходила в метро, где он просто расстилал большой моток ткани, на котором все сидели прямо на бетоне. Там стоял жуткий гул, голос растворялся в идущем потоке людей, и было запрещено использовать какие-либо усилители звука, поэтому если человек просто пел обычным голосом, то это выглядело со стороны так, что он просто открывает рот, но ничего не произносит. Из-за этого харинаму, особенно ведущему, нужно было не просто петь или даже кричать, нужно было прямо… орать во весь голос. По всем внешним меркам харинама должна была, скорее, отпугивать людей, и, конечно же, лучше проводить их в более привлекательном стиле. Но все равно ощущение было очень… возвышенное от тех киртанов, чувствовалась там какая-то очень глубокая искренность.