Шраддха

Автор: Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, Ачарья-Основатель Международного Общества Сознания Кришны

Авг
2017

(1)

Необходимо знать все стадии развития, от практики и до конечной цели человеческой жизни. Постепенное развитие состоит из девяти ступеней: веры, общения, преданного служения, очищения, стабильности, вкуса, привязанности, бхавы и премы.

Жизнь, лишенная нравственности, - это жизнь животного. Жизнь, в которой счастье возрастает только благодаря достижениям научно-технического прогресса и интеллектуальной деятельности, демонична по своей природе. Все это временно и незначительно. Хотя люди, обладающие нравственностью, и следуют правилам, которые позволяют им контролировать тело и ум, если они не задумываются о будущем и не преданы Господу, жизнь их не имеет ценности и опустошает душу. Деятельность же тех, кто соблюдает принципы нравственности, задумывается о жизни после смерти и формально поклоняется Богу, все равно нечиста, незначительна и не приности удовлетворения. Душа не может долго оставаться на такой ступени существования. Жизнь имперсоналиста отвратительна и полна заблуждений. Настоящая жизнь – это жизнь в преданном служении.

Верховный Господь является всем, Он – создатель всего и владыка всего. Привязанность к Нему приносит все блага. Все остальное приносит нам благо только в том случае, если укрепляет эту привязанность. Независимые попытки обрести знание весьма ограничены и ничтожны. Они не приносят Господу удовлетворения. Необходимо самоотверженное предание Господу. Душа – вечная слуга Бога. Связь с материей приводит только к деградации души. Такая связь возникает в силу нашего невежества. Причина всех наших страданий в том, что мы пренебрегаем Господом. Душа сама низвергает себя в это рабство. Господь – создатель души. Этот мир не является иллюзией, хотя он и не вечен. Он служит тюрьмой, в которой отбывают свое наказание невежественные души. Но Господь милостив. В стремлении освободить душу от страданий, которые ей приходится испытвать, Господь снова и снова пытается вывести ее из плачевного состояния. Он с нетерпением ждет, когда душа предпримет свои собственные попытки к освобождению, чтобы даровать ей сладостный нектар Его вечных игр.

Если бы Господь захотел, Он мог дать освобождение каждому, но такова Его непостижимая игра: Он желает, чтобы душа сама стремилась к преданности. Отец может отдать сыну все свое состояние, даже если он и не заслужил этого, но он испытает гораздо большее удовольствие, если сначала подготовит сына, как следует, прежде, чем вручит ему богатство. Такова любовь Господа. Быть Его слугой – это величайшее благо для души. Это самое наилучшее.

Убежденность в этом называется шраддхой или верой. Когда у человека развивается твердая вера в Господа и преданное служение, вера в собственную беспомощность, слова о том, что душа – вечная служанка Бога, льются потоком из уст такого искренне верующего.

(2)

Итак, какие есть типы веры? Существуют разные виды веры. Но в Чайтанье Чаритамрите Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о крепкой вере, необычной вере. Крепкая вера. Что это за вера? Он объяснил, шраддха. …Эта вера означает непоколебимая вера, без каких-либо отклонений и с полным осознанием. Осознанием чего? Кришна бхакти каиле сарма карма катахайа: «Тот, кто занимается преданным служением Господу Кришне, уже совершил все благочестивые поступки». Это значит, что он уже прошел испытание благочестивыми поступками. (Лекция по «Шримад Бхагаватам», 7.9.8, 2 июля 1968 г.)

(3)

Таково правильное понимание «Бхагавад-гиты», это называется шраддха. Никто не должен принимать только одну часть «Бхагавад-гиты», давая ей какие-то свои произвольные толкования, и отвергать остальные. Это не шраддха. Шраддха заключается в том, что мы принимаем наставления «Бхагавад-гиты» безо всяких исключений, особенно последнее наставление: сарва-дхарма паритйаджа мам экам шаранам враджа. «Оставь все религии, и просто предайся Мне». (БГ. 18.66) Когда человек обретает полную веру в это наставление, его вера становится прочным основанием для продвижения в духовной жизни. (Нектар наставлений, стих 5)

(4)

Вера возникает только в том случае, если мы читаем «Бхагавад Гиту» и принимаем ее такой, как она есть. Тот, кто не читал "Бхагавад-Гиту", не в состоянии уверовать в Кришну. Мы должны иметь веру в слова Кришны, особенно когда Кришна говорит: «Оставь все религии и просто предайся мне. Я дам тебе полную защиту».(Учение Господа Капилы, стих 36)

(5)

Ради того, чтобы у нас возникла вера Кришна рассказывает о Себе на протяжении всей «Бхагавад-Гиты». У человека, который прочитает «Бхагавад-Гиту» со всем вниманием, зародится очень сильная вера в Кришну. (Лекция 12 декабря 1972)

(6)

Настоящая вера означает только ту веру, которая возникла после прочтения «Бхагавад-Гиты». Если вы читаете «Бхагавад-Гиту» должным образом и принимаете ее такой, как она есть, тогда у вас возникнет вера. Без чтения «Бхагавад-Гиты» не может быть веры в Кришну. (Лекция 5 декабря 1974)

(7)

Шраддха означает: «я понимаю, что если я предамся Кришне, все остальные вопросы моей жизни будут улажены сами собой». Если я время от времени поклоняюсь Господу Кришне, а иногда Господу Шиве, а иногда и богине Кали, затем еще кому-то, потом еще чему-то, - это не шраддха.

(Лекция 18 октября 1972)

(8)

Шрила Прабхупада: Да. ...

авашйа ракшибе кришна.
ракшайишйати ити вишваса-паланам
/Шрила Бхактивинод Тхакур, Шарана-гати/

Трудитесь искренне, с преданностью, и верьте, что "Кришна спасёт меня от всех опасностей." Ракшайишйати ити вишваса-паланам. "Я искренне предался Кришне. Теперь Кришна защитит меня". Это вера, это начало преданной жизни. (в сторону: Харе Кришна). Вера.

Харикеша: Итак, эта вера, это шраддха или ништха?

Шрила Прабхупада: Шраддха. Начало, шраддха. Тогда, когда он продвинулся, тогда он может утвердиться. "Да, Кришна меня защищает". ... Здесь есть какая-то богиня Кали, и здесь никто не живёт. (Утренняя прогулка 3 декабря 1975)

(9)

Первый шаг в развитии любви к Господу заключается в том, чтобы обрести некоторую шраддху — веру или уважение. (Дхарма, стих 3)

 

(10)

Поэтому вера живого существа зависит от того, под влиянием какой из гун находится его сердце. Тот, чье сердце находится в гуне благости, обладает верой в гуне благости. Если сердце человека осквернено влиянием гуны страсти, его вера приобретает качества страсти. А тот, чье сердце заполонили тьма и невежество, обладает верой, оскверненной невежеством.(Бг 17.3)

(11)

Вступая на путь преданного служения, человек развивает шраддху или веру. Шраддхой называют твердую веру в слова писаний, описывающих процесс бхакти, а также искреннее стремление с энтузиазмом следовать тому, о чем говорится в этих писаниях . (Мадхурья Кадамбини, глава 2)

 

(12)

Итак, таковы различные ступени шраддхи. На самом деле, преданное служение означает, что ваша вера все более и более возрастает. И есть разные ступени. На первой ступени вы должны объединяться с другими преданными и затем перейти на ступень бхаджана-крийа. После этого убедитесь, что вы свободны от анартх, от всех нежелательных вещей. Если вы преодолели все нежелательные проявления в себе, значит ваша вера сильна.

 

(13)

По мере дальнейшего продвижения вера должа увеличиваться. В начале есть просто вера, а затем эта вера становится сильной.(Лекция 28 апреля 1969)

 

(14)

Прабхупада: Таким образом, эта вера становится сильнее, благодаря объединению; благодаря тому, что преданные объединяются, вера становится сильнее. И когда вера становится сильнее, вы прогрессируете. Таков путь. Прогресс означает, что та же самая вера становится сильнее, сильнее, самой сильной. Та же самая вера.(Разговор 11 июля 1973)

 

(15)

Теперь вы можете видеть это на практике. Эти американские и европейские парни, они начали с шраддхи. Я сказал им, что «Кришна это Верховная Личность Бога. кришнас ту бхагаван свайам /ШБ 1.3.28/ Они это приняли. Они не представляли, что так много негодяев говорят, «Вот ещё один Бог, вот другой Бог, вот другой Бог». Нет. Кришне бхакти каиле сарва-карма. Они утвердились в своей вере. В этом их удача. У них нет никакой выдуманной идеи. Поэтому они совершают прогресс. адау-шраддха.Затем садху-санга. /ЧЧ, Мадхья 22.83/ Это шраддха, эта твёрдая вера в Кришну, может быть более твёрдой благодаря садху-санге. (Лекция 26 сентября 1974)

 

 

(16)

Когда эта крохотная крупица веры зарождается в сердце человека, и он помышляет о том, чтобы стать вайшнавом и служить Господу, его сознание в незначительной степени одухотворяется и джива становится способной нести преданное служение (бхактавадхикара). На стадии садху-санга одухотворение становится более глубоким, хотя сознание все еще преимущественно находится во власти материальной энергии. Затем, на стадии аништхита-бхаджана-крии, одновременно с появлением духовных качеств, в личности преданного в полную силу проявляются материальные качества. На стадии ништхи, одухотворение становится всеобъемлющим, а влияние материальных качеств до некоторой степени ослабевает. (Мадхурья Кадамбини, глава 8)

 

(17)

Итак, как прийти к этому уровню бхавы, это описывает Рупа Госвами, адау шраддха
Сначала немного веры. Также как многие посторонние приходили сюда, "что делают эти люди, эти люди в сознании Кришны? Давайте посмотрим". Итак, шраддха. Это называется шраддха. Шраддха, настоящая шраддха означает полная вера. Это описывается в Чайтанья-чаритамрите.(ЧЧ, Мадхйа 22.62)Тот, у кого есть такая вера, сильная вера в то, что Кришна это Верховная Личность Бога, эта вера, не колеблющаяся, сильная вера, "Да", Кришна это Верховная Личность Бога..." Это называется шраддха. Это начало шраддхи. Если у вас есть ещё сомнения, тогда вы даже не пришли к уровню шраддхи. Так не нужно. Вы можете прийти, но когда вы на самом деле верите, что Кришна является Верховной Личностью Бога, и если я буду заниматься служением Кришне, я буду совершенным" – две эти вещи, - это шраддха. И чем больше вы увеличиваете эту шрадху, тем более вы продвигаетесь. Начало - это шраддха. адау шраддха. (Лекция 8 декабря 1973)

 

(18)

«Шраддха—это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу». (Мадхья 22.62)

(19)

Кришна говорит, сарва-дхарма паритьяджа, мам экам шаранам враджа (БГ 18.66) Когда мы полностью схватываем смысл этого выражения, то, что «просто предавшись Кришне, я буду успешен во всем», - это начало веры. «Бхагавад-гита» порождает эту веру. (Разговор 11 июля 1973)

 

(20)

В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.8) Господь Кришна объясняет:

йадриччхайа мат-катхадау
джата-шраддхас ту йах пуман
на нирвинно нати-сакто
бхакти-його 'сйа сиддхи-дах

«Так или иначе, если человек чувствует привязанность к беседам обо Мне и верит наставлениям, которые Я изложил в «Бхагавад-гите», а также, если он действительно избавился от стремления к материальным вещам и материальному существованию, его дремлющая любовь ко мне пробудится в процессе преданного служения».

(Шри Амритасутра 115)

(21)

Самым главным результатом является то, что на первой ступени общения с садху в сердце зарождается шраддха. Шраддха вдохновляет дживу посмотреть на садху в новом свете, вдохновленная джива видит теперь в садху своих гуру. Это вторая ступень садху-санги. По-другому этот возросший уровень шраддхи называется шаранагати, предание. На первой ступени садху-санги человек вступает в косвенный контакт со святыми местами Шри Хари, фестивалями, параферналиями и шуддха-бхактами, и, соответственно, обретает милость. «Бхагавад-гита» 18.66 описывает шаранагати, первую ступень садху-санги, в следующем стихе:

сарва-дхарма паритьяджа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарве папебхьо

мокшайашьями ма шучах

«Оставь все религии и просто предайся мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Ничего не бойся».

Под «всеми религиями» подразумеваются смарта-дхарма, аштанга-йога, санкхья, гьяна, вайрагья и т.д, все они относятся к наимиттика-дхарме. Отречение от этих религий должно сопровождаться четким пониманием того, что ни одна из них никогда не дарует прайоджаны, важнейшего смысла человеческого существования.

(Джайва-дхарма 17)

(22)

Слово шраддха, которое мы находим в стихе «Шримад-Бхагаватам» 11.2.47 обозначает всего лишь шраддха-абхас, потому что шраддха, возникающая в человеке, который поклоняется Кришне, но пренебрегает служением другим преданным, - это всего лишь отражение настоящей шраддхи, другими словами, это обыкновенная мирская шраддха. Это не трансцендентная шраддха, не вера в чистое преданное служение. Шраддха и поклонение таких людей являются обыденными, мирскими. (Джайва дхарма, глава 25)

(23)

Если у кого-то в начале преданного служения возникает энтузиазм, и он не охладевает со временем, такой человек никогда не будет равнодушным, ленивым или рассеянным при воспевании святых имен. Таким образом, энтузиазм – единственная опора всех видов преданного служения. Выполняя преданное служение с энтузиазмом, человек может в очень короткое время подняться со ступени аништхита и обрести ништху… Слово шраддха обозначает веру, но энтузиазм – это главная составляющая шраддхи. Вера без энтузиазма бессмысленна. Многие люди думают, что у них есть вера в Бога, но у них нет энтузиазма, а значит, их вера не имеет никакого смысла. Таким образом, из-за недостатка садху-санги, они не выполняют преданное служение. (Бхактья-лока, Утсаха)

(24)

Вера в преданное служение – это не просто какой-то второстепенный аспект преданного служения. Это необходимость. Человек, который познал истинную суть преданного служения, обладает способностью вовлекать других в чистое преданное служение. Сам Господь описывает такого человека следующими словами («Шримад-Бхагаватам», 11.20.8): «Так или иначе, если человек настолько удачлив, что совершенствует свою веру в слушание и воспевание Моей славы, при этом не испытывает отвращения к материальной жизни, но и не привязан к ней слишком сильно, он достигнет совершенства через любовное служение Мне». (Рупа Госвами, Бхакти-сандарбха, 172)

(25)

Тем, кем владеет сознание бхукти, рекомендована деятельность, описанная разделом карма-канда, в силу того, что такие одержимые желаниями люди не заинтересованы и не способны развивать вайрагью для достижения мукти. Эти наставления были составлены для того, чтобы помочь таким неофитам обрести веру в предписания Вед и в сами Веды даже на их низком уровне сознания. (Бхактивинода Тхакур, Джайва-дхарма 12)

(26)

Живое существо, накопив за многие свои жизни множество заслуг за действия, связанные с преданностью, обретает шраддху, веру и склонность к преданному служению. (Даша-мула-таттва 10)

(27)

Вайшнава дас Бабаджи: «Простая, бесхитростная вера в Верховного Господа – и, как следствие, искренняя бхакти в отношениях с Ним – известна под названием таттвика-шраддха. Ататтвика-шраддха, ненастоящая ложная вера в Господа возникает в нечестивом сердце человека, который следует только внешним аспектам ритуалов и поклонения и – из гордости или жадности – надевает на себя маску религиозности, чтобы достигнуть своих заветных материальных целей. Такой тип веры идет вразрез с наставлениями писаний и порождает ататтвика-шраддху. Многие махаджаны заявляли, что таттвика-шраддха подразумевает искреннюю веру в шастры. Только искреннему человеку дается способность заниматься бхакти на уровне таттвика-шраддхи. (Джаива-дхарма, 6)

(28)

“В результате постоянного слушания о Верховном Господе из уст святых, сознание человека будет постепенно возвышаться. Когда человек осознает, что карма, гьяна, аштанга йога и т. д. не могут даровать дживе вечного благословения Абсолютной Истины, что для дживы нет другого пути, кроме принятия убежища у лотосных стоп Шри Хари путем практики чистой бхакти, только тогда можно говорить о том, что такой человек обрел шраддху и веру в слова шастр и гуру. Понятие шраддхи в дальнейшем раскрывается следующими словами из Амная сутры, 58:

…са ча шаранагати-лакшана…

Различные признаками предания являются внешние симптомы шраддхи.

Шаранагати, предание, в Хари-бхакти-виласе, 11.676, описывается так:

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам

ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха

атма-никшепа-карпанйе шад-видха шаранагатих

«Принятие всего благоприятного для преданного служения, отвержение всего неблагоприятного, убежденность в том, что Кришна дает защиту, принятие Господа как единственого покровителя и господина, полное предание и смирение — вот шесть принципов предания».

Во-первых, преданный должнен дать санкалпу, торжественный обет заниматься деятельностью анукулйасйа санкалпах, той, которая благоприятна для чистой бхакти. Во-вторых, преданный должен дать торжественный обет пратикулйасйа варджанам, отвержения всего, что неблагоприятно для практики чистой бхакти. В-третьих, он должен быть уверен, что только Верховный Господь есть ракшишйатити вишвасо, защитник и покровитель, и ничего хорошего не выйдет из занятия кармической деятельностью, гьяной и йогой. Таким образом преданный выражает вишваса, доверие Богу. В-четвертых, бхакта должен развивать в себе чувство гоптритве варанам, полной зависимости от Господа, понимая, что его собственные усилия никогда не приведут его к успеху в чем бы-то ни было, даже в поддержании своего физического существования. Вследствие того, что Господь заботится о нем, бхакта должен служить ему самым лучшим образом, как он только может. Это называется нирбхарата, зависимость. В-пятых, бхакта должен практиковать атма-никшепа, вручение всего себя Господу, признавая свое невежество относительно своей духовной природы, того, что он принадлежит Господу, и все его действия должны быть направлены на осуществление желаний Господа. Такое предание также называется атма-ниведана. Шестое, и последнее, бхакта должен развивать чувство карпанья, смирения, которое делает его отреченным, скромным и непритязательным. Такое умонастроение смирения называется карпанья или даинья.

Это состояние сознания, которое пробуждается, когда сердце наполняется решимостью, покорностью, доверием, зависимостью, преданием и смирением называется шраддха». (Джайва-дхарма 6)

(29)

Итак, развитие такой веры и есть суть движения сознания Кришны. Есть три категории людей в сознании Кришны. Третья категория — это те, у кого нет веры. Даже если они формально вовлечены в преданное служение, они не могут достичь ступени совершенства. Вероятнее всего, через какое-то время они уйдут из движения. Они могут быть заняты в служении, но из-за недостатка убежденности и веры им очень сложно продолжать практику сознания Кришны. В нашей миссии были примеры, когда люди приходили и практиковали сознание Кришны с какими-то скрытыми мотивами, но как только их экономическое положение немного улучшалось, они оставляли движение и возвращались к прежнему образу жизни. … Такие люди стоят немного выше, чем люди третьей категории, у которых нет ни понимания писаний, ни твердой веры, и которые, по простоте своей, просто пытаются следовать за другими. … И хотя человек третьей категории заинтересован в сознании Кришны, у него есть вера в то, что преданное служение Кришне очень хорошо для него, тем не менее он не обладает еще надлежащим знанием о Кришне, подчерпнутом из священных писаний подобных «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите».

Иногда такие люди третьей категории в сознании Кришны имеют некоторую склонность к карма-йоге и гьяна-йоге, иногда это беспокоит их ум, но как только это заражение карма-йогой и гьяна-йогой проходит, они становятся людьми второй категории или первой категории в сознании Кришны. (Бхагавад-гита 9.3)

(30)

Когда возникает совершенный союз между шраддхой и трансцедентным пониманием, это называется шастрия-шраддха, вера, основанная на надлежащих выводах из священных писаний. В отличие от нее, поклонение Божествам, лишенное ясного и правильного понимания самбандха-гьяны, происходит на механистическом, ритуализованном уровне лаукика-шраддхи. Таким образом, хотя это и являетя начальной ступенью бхакти, это еще, конечно же, не шуддха-бхакти.

(БхактивинодаТхакур, Джайва-дхарма, 8)

(31)

Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти. Это и есть шаранагати. Вкус к бхакти превращается в шуддха ручи, только когда проходит через все последовательные стадии развития, такие, как садху санга, бхаджана крия, анартха нивритти и ништха. (Бхактивинода Тхакур, Бхакти таттва вивека, 4)

(32)

Некоторые полагают, что вера в слушание рассказов о лилах Кришны развивается у одних благодаря строгому выполнению предписанных им обязанностей, у других с помощью практики гьяны, у третьих в результате отстранения от объектов чувств. Такое мнение ошибочно. Возможно, что человек делал что-либо из этого перед появлением у него шраддхи, но при более подробном рассмотрении выясняется, что между этими двумя событиями он должен был так или иначе получить сат сангу, общение с преданными. В связи с этим будет уместно привести следующий стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.51.53):

бхавапаваргобхраматойадабхаведж

джанасйатархйачйутасатсамагамах

сатсангамойархитадаивасадгатау

параварешетвайиджайатематих

«О, непогрешимый Господь! Отвернувшись от Тебя, живое существо то встает на путь кармы и наслаждается мирскими радостями, то решает встать на путь гьяны и обрести освобождение. Так оно вращается в круговороте рождений и смертей. Но если когда-нибудь такой дживе посчастливится встретить Твоих преданных, она с твердой решимостью устремит свой разум к Твоим лотосным стопам, понимая, что Ты единственное прибежище всех святых, источник всех духовных и материальных миров и высшая цель каждого». (Бхактивинода Тхакур, Бхакти таттва вивека, 4)

(33)

У кого-то может возникнуть сомнение, что слово шраддха (вера) в данном случае обозначает почтение. Для практики кармы или гьяны тоже необходима шраддха. Следовательно, шраддха является причиной не только бхакти, но и кармы и гьяны. На основе философских заключений можно сказать, что слово шраддха обозначает веру в предписания шастр, и к этой вере, несомненно, примешивается еще одно чувство – ручи (вкус). Кто-то может обладать верой в ту или иную деятельность, но если он не испытывает к ней вкуса, то не захочет ею заниматься. К карма или гьяна шраддхе всегда примешивается частица бхакти в форме ручи. Если бы не эта частица бхакти, практика кармы и гьяны не давала бы вообще никакого результата. Подобно этому, бхакти-шраддха тоже сопровождается ручи, и эта шраддха–не что иное, как семя бхактилаты, лианы преданности, которое начало прорастать в сердце дживы. Шраддха у карми и гьяни сопровождается вкусом к карме и гьяне, но это совершенно иная шраддха. Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти.

(Бхактивинода Тхакур, Бхакти таттва вивека, 4)

(34)

Адау шраддха, все начинается со шраддхи. Слово шраддха значит вера или какое-то уважение. На самом деле шраддха значит уважение. Как вы все пришли сюда, потому что у вас есть вера и уважение. Здесь говорят о Боге. Здесь находится храм Господа, пойдемте туда. Это и есть вера и уважение. (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.2.8)

(35)

Что касается степени развития веры, то человека, который, хорошо изучив священные писания, стал сведущ в науке преданного служения и обрел твердую веру, называют преданным первой категории. К числу преданных второй категории относятся те, кто не до конца понял смысл священных писаний, но непоколебимо верит в то, что кришна-бхакти, преданное служение Кришне, –это лучший из путей, и, обладая такой верой, идет этим путем. (Бхагавад-гита 9.3)

(36)

Каништха-адхикари бывают двух типов: имеющие веру, смешанную с гьяной и кармой (эмпирическим знанием и деятельностью ради ее плодов); и веру, лишенную склонности к гьяне и карме. Второй тип преданного каништхи быстро вырастает до уровня уттама-адхикари благодаря общению с чистыми преданными, тогда как первый тип может подняться на более высокие уровни ценой больших усилий и благодаря беспричинной милости преданных.(Даша-мула-таттва, 10)

(37)

Эти две вещи, иметь веру и принимать прибежище, по сути, есть одно и то же. В данном случае вера подразумевает «веру в писания». Те, кто не принимает прибежища священных писаний, полны страха. Проявлением веры является то, что человек принимает прибежище священных писаний… Вера преданного, который следует писаниям, сильнее, чем все остальные типы веры. Эта вера, которой надо придерживаться. Другие типы веры упоминаются только для того, чтобы показать славу и могущество преданного служения. (Джива Госвами, Бхакти-сандарбха 173)

(38)

Верующий человек не теряет веры, даже соприкасаясь с вещами, отношениями, качествами и занятиями, которые кажутся заурядными, но на самом деле связаны с Верховной Личностью Господа. Только люди с материальным видением воспринимают вещи как ложные и материальные. Человек, который на самом деле продвигается по духовному пути, не будет отвергать их. (Джива Госвами, Бхакти-сандарбха 173)

(39)

Когда такой человек видит чистую твердую веру других людей, это производит впечатление на него, и его смутная вера, благодаря правильному общению, пробуждается в нем. Желая прогрессировать, он может постоянно воспевать, но поскольку его привязанности к чувственным удовольствиям и освобождению все еще слишком сильны, его шраддха не является истинной, пока это только кажется шраддхой. Писания называют такую веру пратибимба-шраддха-абхаса. Пратибимба-шраддха-абхаса приводит к пратибимба-намабхасу. Если такой вид намабхаса в дальнейшем искажается философией майавады, человек, воспевающий мантру, начинает думать, что совершенное и трансцендентное имя Господа есть нечто обыденное и несовершенное, и начинает искать имперсонального знания для того, чтобы совершенствоваться. Подобное оскорбление разрушает даже ту слабую веру, которой он, возможно, обладал. (БхактивинодаТхакур, ШриХаринамаЧинтамани, 3)

(40)

Прабхупада: адау шраддха татах садху-санга (ЧЧ. Мадхья 23.14-15). воспевание и слушание должно происходить в обществе преданных. В первую очередь, человек должен обрести веру в то, что воспевание — это хорошо.(Утренняя прогулка 11 июня 1974)