Опрос 80 общин об образовании

Автор: Отдел образования

Авг
2018

Итоги опроса (анкетирования), проведенного отделом образования ЦОСКР в 2017-2018 гг

Отдел вайшнавского образования ЦОСКР с ноября 2017 по июль 2018 года проводил анкетирование (опрос) ответственных за вайшнавское образование в общинах и регионах ИСККОН с целью собрать информацию о состоянии дел в сфере образования.

Цели опроса:
1) сбор статистической информации о состоянии дел в сфере вайшнавского образования;

2) выявление самых важных тенденций, основных проблем, актуальных тем и задач в сфере образования.

Метод: сплошное анкетирование по специальной выборке (база ответственных за вайшнавское образование в РФ). В опросе участвовало 88 человек из 79 общин и 13-ти регионов.

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Какова общая ситуация с образованием на Ваш взгляд? (личное мнение)

2. Какова численность общины? (активных членов ятры и максимальная численность тех, кого можно отнести к членам общины)

3. Какие курсы проходят в общине регулярно?

4. Есть ли нехватка преподавателей?

5. Спрос на какие темы обучения есть в общине?

6. Есть ли у Вас планы по развитию образования в общине/регионе? Если да, то какие?

7. Есть ли какие-то сложности в развитии образования, с которыми Вы сталкиваетесь? Как Вы пытаетесь их разрешать?

8. Может ли отдел образования быть как-то Вам полезен?

Ниже представлены итоги проведенного опроса.

1. Количество посетителей мероприятий ИСККОН (например, праздников)

Данная статистика не претендует на абсолютную точность, т.к. в большинстве общин не ведется никакой статистики о численности преданных. Мы же опирались лишь на субъективное восприятие респондентов о количестве посетителей различных программ ИСККОН. Тем не менее, на основе данной статистики можно делать примерные выводы относительно количества преданных в общинах России. Мы постарались учесть также те общины, которые не попали в список участников опроса.

Итак, на различные крупные программы ИСККОН вроде Гаура-пурнимы приходит (человек):

Посмотрим более детально (Рис. 2 чуть ниже). Первая цифра показывает количество тех, кто активно участвует в жизни ятры — регулярно приходит на программы в храме или в группах духовного общения («Активные»). Вторая цифра – численность людей, которые приходят на праздники (могут включать гостей, друзей, неактивных инициированных членов и тех, кто не посещает регулярные программы).

По данным опроса, количество действующих членов ИСККОН в России составляет примерно 17000 - 20000 человек (с учетом погрешности данных при опросе и с учетом 50+ городов и населенных пунктов России, которые не участвовали в опросе). Активно действующих – около 50%.

Исходя из опыта проведения подобных опросов, можно сказать, что широкий круг людей, интересующихся ведической философией и вовлеченных в разной степени в деятельность ИСККОН, может составлять в 2-3 раза больше, чем действительных членов.

Таким образом, аудитория последователей и активных доброжелателей ИСККОН составляет на сегодняшний день предположительно 40-60 тыс. человек. Это 0,035 % от населения России (146 млн.чел). Для того, чтобы более реально понять эти цифры увидим их в сравнении. Число вегетарианцев в России — около 1,5 млн. (в 30 раз больше), число сотрудников Сбербанка — около 350 тыс. (в 7 раз больше), регулярных посетителей Католической церкви — 20 тыс. (в 2,5 раза меньше). Если собрать всех активных доброжелателей ИСККОН в России в один город — он будет примерно 350-м по размеру в стране.

Как использовать статистику о численности общин?

1 Статистика показывает, что регионы отличается по количеству преданных. Такие регионы как Урал, Юг, Татарстан, Западная Сибирь и Восточная Сибирь, а также Москва и С-Петербург – наиболее многочисленные, а значит, наиболее привлекательные для проведения крупных инициатив, проектов, мероприятий. Также это наиболее привлекательные регионы с точки зрения создания социальной инфраструктуры, если целевой аудиторией являются преданные ИСККОН.

2. Такие регионы как Кавказ, Татарстан, Владивосток, Восточная Сибирь являются лидерами по соотношению населения региона к количеству преданных в общине/регионе. Такие регионы как Северо-Запад и Центр еще не раскрыли свой потенциал по этому параметру.

Показатели таблицы отражают ситуацию в данный момент времени, цифры показывают какой потенциал есть у каждого региона в вовлечении новых людей в деятельность ИСККОН. Ресурсы ятр по работе с населением регионов и городов далеко не исчерпаны. Например, община г. Железногорск (Красноярский край) по этому параметру является одним из лидеров рейтинга – 0,14 % (119 преданных/ 84144 население), также община в г. Новороссийске имеет высокий показатель – 0,11% (300 преданных/270774 население). Что превышает средний показатель по городам в 5 раз. А абсолютный лидер по этому показателю – община в п. Курджиново (Кавказ) – 2,5% (150 преданных/6010 население).

3. Данные опроса можно использовать для принятия стратегических решений и планирования в ятрах/регионах.

4. Для проведения образовательных программ (как минимум, можно рассчитать эффективность продвижения курсов или посещения регионов, а также количество обучающихся/загрузку местных и приезжих преподавателей).

5. Данные помогут ориентироваться на объем возможных пожертвованийпри проведении мероприятий или образовательных программ на тот или иной регион.

6. Также данные статистики можно использовать для анализа региональной/местной ситуации с целью выявить причины, по которым в более успешных регионах/городах развитие идет быстрее или эффективнее. Можно использовать эти данные для обмена опытом с регионами, где ситуация похожа. И так далее.

7. Статистика показывает, что наиболее многочисленные общины находятся в регионах Урал, Западная Сибирь, Юг, Восточная Сибирь, а также в городах Казань, Владивосток, С-Петербург и Москва.

Потенциал более многочисленных ятр выше, чем малочисленных, т.к. человеческий ресурс больше, можно проводить больше мероприятий и программ, вовлекать больше преданных, собирать больше пожертвований, развивать больше проектов и тд.

2. Видение ситуации в сфере вайшнавского образования

Почти треть опрошенных (27%) основной характеристикой состояния образования назвала «отсутствие системы».

Более половины респондентов (56%) воспринимают ситуацию в образовании позитивно. Они отмечают, что ситуация «в целом неплохая, улучшается» (26%), что «стало лучше» (14%) и что «идут сильные изменения» (14%).

Однако есть и другие мнения – 9% опрошенных отметили, что тенденция к улучшению слаба, и образование не развивается. Чаще всего это мнение касалось ситуации в местной общине.

8% респондентов сказали о том, что образование в данный момент слишком теоретическое, перегружено информацией и оторвано от практической жизни вайшнавов.

3. Основные сложности в развитии образования (по данным опроса)

Треть опрошенных (31%) назвали основным препятствием в развитии образования отсутствие желания у преданных учиться, а также отсутствие интереса и энтузиазма к обучению.

На втором месте по популярности – занятость преданных и отсутствие времени на обучение или преподавание/проведение образовательных программ (28%).

Нехватка местных преподавателей – на третьем месте (21%).

12% опрошенных ответили, что проблем с развитием образования в общине нет.

«Бессистемность» как препятствие в развитии образования отметили также 12% респондентов.

4. Какие курсы проходят в общинах регулярно (по данным опроса)

Самые популярные курсы, проходящие регулярно - Ученик в ИСККОН, Бхакта-программ, Бхакти-лата и Бхакти-шастры. Эти курсы идут как в формате офлайн (в большинстве общин), так и онлайн.

В 14-ти общинах не проводятся никакие регулярные курсы. Преданные выезжают на обучение в соседние города (в основном для прохождения обязательных курсов для инициации), либо руководство общины приглашает преподавателей по востребованной тематике.

Потребность в курсе «Ученик в ИСККОН» в большинстве ятр удовлетворяется.

Что касается второй образовательной программы перед первой инициацией – изучения основ философии – то наиболее популярной программой остается «Бхакта-программ» (в 34 общинах), на втором месте курс «Бхакти-лата» (или «Бхакти-правеша» в старой версии), который проводится в 26 общинах и еще 19 общин выразили желание внедрить эту программу; 2 общины имеют неудачный опыт ее внедрения и сомнения в ее эффективности.

Такие востребованные курсы как Грихастха-ашрам / Семейные отношения, Наставничество, Поклонение Божествам проводится в ряде ятр на регулярной основе. Таким образом, есть возможность приглашения преподавателей в те регионы/города, где эти курсы востребованы, но не преподаются.

Что касается курса «Вайшнавский этикет», который также очень востребован в сообществе сегодня, то его преподают всего в 3-х местах. Это означает, что данная тема требует создания авторизованного курса, который мог бы преподаваться в большинстве общин.

Также есть уникальные курсы, такие как «Курс по развитию веры», «Курс по изучению шлок», курс изучения Шримад Бхагаватам в новых форматах и другие, которые могут быть взяты в будущем в качестве основы для новых курсов отдела образования.

Информирование сообщества об имеющихся/проходящих курсах в тех или иных городах является одной из важных задач отдела образования.

5. Спрос на какие темы обучения есть в общине?

Данный опрос выявил не только наличие курсов и образовательных программ в ятрах, но также выявил спрос со стороны преданных на темы, которым они хотели бы обучиться. К сожалению, во многих общинах спрос не выявляется. Этому есть разные причины: у преданных нет интереса к обучению; большая занятость/нет возможности дополнительно проходить какие-либо программы; избыток образовательных курсов и программ; никто не интересовался тем, что хотели бы изучать преданные; неумение лидеров общины выявлять потребность в образовании и т.д.

Самым популярным запросом является обучение грихастх. Все, что связано с этой темой сегодня актуально и востребовано в большинстве общин. Это связано с появлением большого количества молодых преданных, которые создали/создают семьи. Также востребованы темы, связанные с воспитанием детей, организацией гурукул и детских садов, организацией домашнего образования, созданием детских программ и тд.

Онлайн-обучение также пользуется популярностью и у этой ниши есть потенциал для развития – создание новых форматов обучения, такие как очно-заочные курсы; формат обучения с куратором через скайп-чаты; онлайн-трансляции проповедников, особенно в отдаленные регионы; групповые форматы и смешанные форматы в разных сочетаниях офлайн/онлайн обучения. Во многих регионах требуется также курсы/вебинары по организации онлайн-обучения.

Такие темы как «Подготовка преподавателей» (14%), «Вайшнавский этикет/культура» (15%) и «Наставничество» (15%) востребованы во всех регионах. Эти курсы пользуются стабильным спросом в общинах.

Самым ярким запросом в настоящее время является тема «Практических методик соединения материального и духовного». Особенно востребованы реализованные в этой теме преподаватели /проповедники, которые имеют вкус и достаточный опыт, чтобы передать его другим.

Основные сложности в обучении – переведение информации в реализованный опыт и систематизация знаний в единую структуру. Ими обеспокоены в большом количестве общин. Многие видят решение этих проблем в развитии системы наставничества.

6. Как отдел образования может быть полезен?

Самым популярным запросом к отделу образования стало «создание системы коммуникации и налаживание обратной связи» с сообществом. Также этот запрос подразумевает информирование общин и регионов о деятельности отдела образования, его задачах, возможностях, новых курсах/проектах, новостях в сфере образования и прочем. Многие респонденты высказали пожелание о том, чтобы отдел образования представил в какой-либо форме (презентации) информацию о себе: цели, ресурсы, имеющиеся проекты, направление деятельности в данный момент, стратегия развития, решения по актуальным задачам и многое другое.

Создание санги лидеров и ответственных за образование в регионах/ятрах является одной из самых актуальных задач. Опрос выявил, что коммуникации очень слабы не только между регионами, но и между общинами внутри регионов, даже между соседними городами часто не бывает налаженных коммуникаций. Это отражается в статистике: запросы на проведение курсов, таких как «Грихастха-ашрам», «Вайшнавский этикет» и др, на самом деле были бы удовлетворены, если бы между ятрами было налажено полноценное общение, связь.

Поэтому одной из первейших задач отдела образования является создание системы коммуникаций и полноценное общение между всеми общинами (в первую очередь в сфере образования).

Подготовка местных преподавателей и организация онлайн-обучения – это приметы времени, и эти задачи были ожидаемы.

С ходом развития самого процесса образования назрела необходимость в местных преподавателях. Безусловно, приезжие проповедники также востребованы, но именно на местных преподавателей делают ставку лидеры общин и ответственные за образование. По той причине, что именно местные преподаватели, а не приезжие, могут взять на себя ответственность за усвоение студентами информации в знание, а затем в практику. По мнению многих респондентов, заезжие преподаватели делают все, что можно в отведенное им время, но после обучения студенты остаются предоставлены сами себе, и пройденный курс благополучно забывается.

Нехватка преподавателей может быть компенсирована развитой системой наставничества в общинах, однако оно плохо развито. Во многих ятрах развитие такой системы – это задача №1. Также опрос выявил, что нет единого понимания что такое «наставничество», поэтому от отдела образования ожидается разработка единых стандартов наставничества, единый понятийный язык и авторитетное руководство в этом вопросе. Также ожидается предложение единой модели наставничества для внедрения в общинах. На сегодняшний день часто упоминаемые модели – это «украинская» и «чоупати», на которые в основном ориентируются лидеры в регионах, но есть и местные разработки. У отдела образования есть «Базовый курс подготовки наставников», однако он недостаточно известен по разным причинам (отсутствие широкой рекламы, слабая коммуникация и тд).

Онлайн-образование и дистанционное образование - одна из задач, которую отделу образования нужно решить в ближайшее время. Из-за огромных расстояний на территории России есть немало общин, удаленных от популярных маршрутов проповедников и преподавателей различных курсов. Такова ситуация в Северо-Западном, Восточносибирском, Дальне-Восточном регионах, а также в некоторых удаленных ятрах Кавказа, Сибири и даже Юга России. Есть удачливые общины, в которые часто приезжают известные проповедники, духовные учителя, старшие преданные, но есть общины, к которым никто не приезжает, и таких немало. Задача отдела образования – обеспечить доступность образовательных программ и преподавателей в таких общинах. Это возможно сделать, используя технологии и возможности онлайн-вещания в различных сочетаниях: прямых трансляций и скайп-чатов, проведения публичных вебинаров, обучение на онлайн-платформе в записи и тп.

Еще одной задачей для отдела образования является обеспечение посещения проповедниками и преподавателями отдаленных ятр. Чтобы решить эту задачу, у отдела образования есть несколько предложений, которые будут представлены сообществу в свое время.

Многие из опрошенных высказали пожелание о разработке нового методического материала, а также новых учебников и пособий. Для многих имеющихся курсов (Бхакта-программ, БШ и тп) материал морально устарел и требует обновления. Также востребованы видео и аудио материалы, иллюстрации и прочий дополнительный материал для проведения курсов в интерактивном формате. Во многих регионах есть профессиональные высококвалифицированные преподаватели и методисты, которые готовы помочь отделу образования в этой сфере.

В целом можно сказать, что все задачи, поставленные перед отделом образования в ходе опроса, очень важны и будут решаться в свой срок.

7. Ситуация в сфере образования в разрезе регионов

Северо-Западный регион (Воркута, Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Ухта, Усинск, Мурманск, Северодвинск, Нарьянмар, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков)

Северо-западный регион – наиболее отдаленный и малочисленный из всех. Помимо решения проблем с посещением региона проповедниками и преподавателями, здесь актуальна задача повышения интереса к образованию, повышение энтузиазма преданных, а также предложение таких форматов обучения (онлайн), которые помогут решить проблему нехватки времени и занятости.

Основное направление развития этого региона – создание лидерских команд. Также в этом регионе одна из самых успешных региональных санг, в которой лидеры ятр получают все актуальные новости о происходящем в общинах и в ИСККОН, делятся практическим опытом, удачными находками в сфере образования.

Регион Дальний Восток (Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Сахалин, Магадан, Камчатка, Благовещенск)

Дальний Восток – это регион, в котором образование развивается очень активно, в основном во Владивостоке и Хабаровске. Здесь не только множество всевозможных образовательных программ, но также активная проповедническая деятельность – сюда приезжают духовные учителя, наставники GBC, проводятся различные лидерские санги. Активно развивается дистанционное обучение, идут эксперименты с онлайн-форматами и очно-заочным обучением.

Есть высококвалифицированные преподаватели, которые разрабатывают новые курсы, методический материал, учебники. В отдаленных городах этого региона все гораздо проще – ятры небольшие, в основном 30-50 чел, старших преданных мало, либо нет, поэтому актуальна задача подготовки местных преподавателей и наставничество.

Регион Кавказ (Черкесск, Ессентуки, Курджиново, Владикавказ, Ершово, Ставрополь, Прохладный)

Образование в Кавказском регионе развивается медленнее, чем у соседей из-за ярко выраженного национального колорита. Население региона отличается высокой степенью консервативности, погруженности в семейные дела, а также низким интересом к образованию. Одной из наиболее больших проблем является отсутствие гурукул и детских программ. Также во многие ятры региона не приезжают проповедники и преподаватели, многие «отрезаны» от каналов информации по техническим причинам (нет интернета, нет средств). Поэтому для региона актуальна задача организации посещения проповедниками отдаленных общин и кооперация соседних общин для проведения образовательных программ/курсов.

Регион Поволжье (Саранск, Самара (община в деревне), Тольятти, Саратов, Самара, Пенза)

Регион Поволжье достаточно благополучный с точки зрения развития образования. Этот регион часто посещают различные проповедники, духовные учителя и преподаватели. Наблюдается даже переизбыток информации. Преданные «коллекционируют» курсы и бессистемно обучаются. Поэтому основной вектор развития – поиск и разработка методик по преобразованию «гьяны в вигьяну». Наибольший спрос здесь на практические курсы, развитие навыков, на обмен практическим опытом, развитие наставничества, на реализованных преподавателей. Также в этом регионе есть интересные идеи курсов и образовательных программ.

Регион Восточная Сибирь (Железногорск, Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Усть-Илимск, Чита)

В регионе Восточная Сибирь ситуация с образованием неоднородная – есть общины, в которых можно перенимать опыт лидерства и наставничества, и есть такие, где нет никаких курсов и программ. В целом для региона актуальны различные онлайн-форматы обучения, организация посещения общин проповедниками. Также во многих общинах мало молодежи и много возрастных преданных, для которых требуется разработать специальные форматы изучения БШ (такая же задача есть в Северо-Западном и Дальневосточном регионах). В регионе необходимо организовать систему коммуникации между ятрами, а также информирование лидеров общин о происходящем в соседних регионах и в целом в ИСККОН в сфере образования.

Регион Западная Сибирь (Новосибирск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Бийск)

Западная Сибирь – это регион, в котором образование активно развивается. В общинах большое количество разнообразных программ, есть высококвалифици-рованные преподаватели. При этом спрос на подготовку местных преподавателей значительный. Актуальна для региона задача создания системы коммуникации. В данный момент обмен информацией о том, что делается в соседних ятрах поддерживается исключительно на личных связях, что не всегда эффективно. Создание системы наставников, методики соединения духовного и материального (практический опыт) и преодоление бессистемности образования – основные задачи образования в регионе.

Регион Юг (Сочи, Астрахань, Элиста, Таганрог, Ростов, Волгоград, Волжский, Краснодар, Новороссийск)

Южный регион – один из самых многочисленных и благополучных в сфере развития образования. Здесь есть много уникальных разработок – 5 общин имеют свои собственные уникальные образовательные программы по основам философии.

Также здесь экспериментируют с форматами малых групп духовного общения и вещанием утренних программ.

Лидером в сфере разработок является Краснодарская община – 28 уникальных курсов, которые включают такие темы как: вайшнава-дхарма и социальная дхарма, семейный долг, деньги, социализация, санскрит и даже профессиональное образование (педагогика, программирование, астрология и тд) и др . Есть успешный практический опыт объединения образования и наставничества. Активно развивают образование Сочинская, Новороссийская и Ростовская общины. Готовы делиться опытом и помогать в разработке учебников и методологической базы.

Занятость и нехватка времени – основная трудность в этом регионе.

Регион Золотое Кольцо (Нижний Новгород, Ковров, Рыбинск, Вологда, Владимир, Шарья, Ярославль, Иваново)

В регионе Золотое Кольцо образование развивается очень активно. Здесь есть много образовательных курсов, в том числе такие востребованные, как «Вайшнавский этикет» и «Грихастха-

ашрам». Очень востребованы углубленные курсы для старших преданных по Бхагавад-гите, Шримад Бхагаватам, Нектару Наставлений, а также высокий спрос (как и в других регионах) на опытных, реализованных преподавателей, способных передать вкус и практические знания. В этом регионе отмечен самый высокий процент общин, где нет никаких сложностей. А от отдела образования ожидается подготовка местных преподавателей, разработка методического материала, организация новых форматов онлайн-обучения и т.д.

Регион Урал (Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Киров, Ижевск, Челябинск, Магнитогорск, Омск)

Уральский регион – самый многочисленный. Здесь находятся крупные общины преданных. Омск, Екатеринбург, Челябинск – лидеры региона по количеству разнообразных образовательных программ и проектов. Вместе с тем, респонденты отмечают, что трудностями в образовании являются бессистемность и хаотичность образования, а также слабый контроль за духовным ростом преданных.

В уральских общинах экспериментируют с форматами преподавания, активно используют интерактив, много идей и предложений в сфере образования. Есть интересные разработки курсов по основам философии. Здесь востребованы переподготовка и повышение квалификации преподавателей, новый методический материал, практические методы соединения образования и наставничества. Во многих общинах есть хороший практический опыт наставничества.

Регион Центр (Курск, Калуга, Раменское, Брянск, Липецк, Коломна, Смоленск, Воронеж, Белгород, Тверь, Рязань, Тамбов, Орел)

Центральный регион во многом ориентирован на развитие наставничества по модели Украины, здесь проходит много программ, связанных с этим. Что касается образования, то здесь наблюдается некоторое отставание. Опрос выявил некоторую разобщенность во взглядах на образование, трудности в коммуникациях между общинами региона и отсутствие интереса к обучению. Вместе с этим регион испытывает острую нехватку местных преподавателей. Во многих ятрах не проводится никаких регулярных курсов. Очень востребованы форматы онлайн и дистанционного обучения. Для отдела образования основной задачей в Центральном регионе будет создание системы коммуникации и подготовка местных преподавателей. Также необходима помощь в создании системы наставников и организации дистанционного образования.

Регион Татарстан (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Чебоксары, Йошкар Ола)

В регионе Татарстан проходят все основные курсы, необходимые для инициации. Этот регион активен в проведении различных мероприятий. Здесь также есть уникальные разработки – например, курс по юридической

подготовке распространителей книг, дающий понимание Законов РФ и тонкостей проповеднической деятельности. Это актуально особенно в связи с принятием «закона Яровой». Основные сложности в регионе (выводы сделаны на основании интервью регионального секретаря) связаны с отсутствием профессиональных высококвалифицированных преподавателей и молодых кадров для общин. Поэтому одной из главных задач региона является подготовка лидеров разного уровня – от менеджеров общин до РС.

Москва, С.-Петербург

Две крупнейшие общины – Москва и С.-Петербург несколько отличаются от других ятр масштабами проектов и задачами в сфере образования. Здесь курс на

развитие систем наставничества, приводящие к изменению качеств преданного; предложения по внедрению единых стандартов в соответствии с книгами Шрилы Прабхупады, с помощью которых можно разработать любой курс. Востребована тема практических навыков и ценностей, вайшнавский этикет, а также программы, помогающие систематизировать образование – единые курсы к 1-й и 2-й инициациям. Трудности находятся в сфере управления процессами образования и большой загруженностью тех, кто мог бы заниматься этим служением. Повышение качества образовательных курсов, систематизация процессов и их углубление – важные направления развития в этих общинах.

8. Выводы из исследования

Можно говорить о том, что опрос, проведенный отделом вайшнавского образования ЦОСКР, достиг основных целей:

1) была собрана статистическая информация о состоянии дел в сфере вайшнавского образования;

2) выявлены самые важные тенденции, основные проблемы, актуальные темы обучения и задачи в сфере образования как в целом по России, так и в разрезе регионов.

В опросе участвовало 88 человек из 79 общин и 13-ти регионов.

В результате опроса:

· Было выявлено количество действующих членов ИСККОН в России: 17000 - 20000 человек (с учетом ятр в малых городах и поселках, а также с учетом погрешности данных при опросе). Также была подсчитана широкая аудитория ИСККОН, которая составляет на сегодняшний день примерно 40-60 тыс. человек. Это 0,035 % от населения России (146 млн.чел).

· Был получен показатель средней численности общин в разрезе регионов. Рейтинг самых крупных общин: Москва, С-Петербург, Казань, Урал, Владивосток, Восточная Сибирь, Юг. Наиболее малочисленные ятры находятся в регионе Северо-Запад.

· Рассчитан показатель соотношения количества преданных к населению региона/города. Цифры показывают какой потенциал есть у каждого региона в вовлечении новых людей в деятельность ИСККОН. Наибольший показатель у общины п.Курджиново (Кавказ) – 2,5% (150 преданных/6010 чел населения). Наименьший в Северо-Западном регионе – 0,012%. Средний показатель по регионам – 0,035%.

· Получен ответ на вопрос о ситуации в сфере образования. Почти треть опрошенных (27%) основной характеристикой состояния образования назвала «отсутствие системы». Более половины респондентов (56%) воспринимают тенденции в образовании как позитивные.

· Была получена информация о наличии курсов и образовательных программ в общинах. Курсы, проходящие регулярно: Ученик в ИСККОН, Бхакта-программ и Бхакти-шастры. Программа «Бхакти-лата» внедрена в 26 общинах. Еще 19 общин хотят ее внедрить. В 14-ти общинах не проводятся никаких регулярных курсов.

· Были выявлены основные сложности в развитии образования. Треть опрошенных (31%) назвали основным препятствием отсутствие желания у преданных учиться, отсутствие интереса и энтузиазма. На втором месте – занятость преданных и отсутствие времени (28%). Нехватка местных преподавателей – на третьем месте (21%). 12% опрошенных ответили, что проблем с развитием образования в общине нет. «Бессистемность» как препятствие в развитии образования отметили 12% респондентов.

· Выявлен спрос со стороны преданных на темы, которым они хотели бы обучиться. Наиболее востребованными курсами являются «Грихастха-ашрам» (27%), Бхакти-лата (19 запросов) и онлайн-обучение в различных форматах. Такие темы как «Подготовка преподавателей» (14%), «Вайшнавский этикет/культура» (15%) и «Наставничество» (15%) также востребованы во всех регионах.

· Выявлены самые актуальные задачи для отдела образования: создание системы коммуникации и налаживание обратной связи (этот запрос подразумевает информирование общин и регионов о деятельности отдела образования, его задачах, возможностях, новых курсах/проектах, новостях в сфере образования и прочем); создание санги лидеров и ответственных за образование в регионах/ятрах; подготовка местных преподавателей; организация онлайн-обучения; разработка единых стандартов наставничества, единый понятийный язык, практическая модель системы наставничества; обеспечение посещения проповедниками и преподавателями отдаленных ятр; разработка нового методического материала, новых учебников и пособий. Всего отделу образования было поставлено более 30 задач.

· Даны рекомендации по использованию данных опроса в реальной жизни:

1) данные о численности регионов могут помочь в проведении крупных инициатив, проектов, мероприятий. Также эти данные можно использовать в бизнесе, если целевой аудиторией являются преданные ИСККОН;

2) использовать статистику о численности общин можно для раскрытия потенциала ятры/региона в вовлечении новых людей в деятельность ИСККОН. Ресурсы ятр по работе с населением регионов и городов не исчерпаны;

3) для принятия стратегических решений и планирования в ятрах/регионах, анализа региональной/местной ситуации.

4) можно рассчитать эффективность продвижения курсов или посещения регионов, а также потенциальное количество обучающихся/загрузку местных и приезжих преподавателей;

5) данные помогут ориентироваться на объем возможных пожертвований при проведении мероприятий в том или ином регионе.

6) использовать эти данные для обмена опытом с регионами, где ситуация похожа.

· Представлена статистика и анализ ситуации по результатам опроса в разрезе регионов: Северо-Запад, Дальний-Восток, Кавказ, Поволжье, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Золотое Кольцо, Юг, Урал, Центр, Татарстан, С-Петербург и Москва.

· Разработано предложение по работе с прихожанами в общинах.

9. Предложения по работе с прихожанами в общинах

Итоги опроса показывают, что потенциал общин, даже многочисленных, не выявлен до конца.

В общинах не ведется учет преданных, а общепринятый взгляд на структуру общины не помогает увидеть новые возможности по вовлечению преданных в активное служение.

Опрос выявил, что традиционно в ятрах есть разделение на Совет ятры/Совет лидеров общины или подобный орган и на всех остальных. В крупных общинах - на подразделения по департаментам служения: пуджарский, бхакти-врикш, поваров, санкиртанщиков, харинамщиков и т.п. Это деление по видам служения есть не во всех ятрах, кроме того, этого недостаточно для эффективной заботы о преданных общины. А одной из наиболее часто упоминаемых задач является создание системы заботы о преданных.

Одним из инструментов решения этой задачи может быть следующий подход к работе с прихожанами: рассматривать сообщество преданных как структуру, организованную по принципу концентрических кругов.

Данная модель естественна для человеческого общества. Последние разработки в маркетинге показывают, что для эффективной работы бизнеса необходимо рассматривать клиентов как сообщество, в разной степени вовлеченное в деятельность компании или бренда.

Поэтому с точки зрения маркетинга, любое сообщество состоит из «слоев» и общество ИСККОН – не исключение. Можно выделить несколько концентрических колец, которые показывают степень вовлеченности преданных, и таким образом увидеть всю картину целиком: о составе и количестве преданных, а также их «качестве» по отношению к деятельности общины, вовлеченности в проекты и служение, «кадровый резерв» и тд. Ниже мы приводим базовый набросок возможного разделения. В каждой общине могут по своему усмотрению добавить или убрать какие-то деления.

В данной модели наличие 1-й или 2-й инициаций не являются определяющими параметрами в определении активности.

Как использовать данную модель ятры?

Лидерам ятры необходимо распределить всех преданных общины по данным целевым аудиториям, т.е. соотнести их по концентрическим кругам, определить их численность. Как минимум, самые важные аудитории нужно знать количественно. Но если вновь примкнувших к движению посчитать нельзя, то «Определившихся», «Регулярных», «Пассивных», «Потенциально активных» и весь актив ятры знать необходимо.

Далее для каждой из этих аудиторий должны быть разработаны цели и специальные мероприятия. Это могут быть такие цели как:

- развитие культуры общения в «Ядре общины»;

- углубление отношений между «Лидерами» и «Активом общины»;

- увеличение количества «Актива общины» из числа «Потенциально активных»;

- выявление «Потенциальных» из числа «Регулярных»;

- реанимирование «Пассивных»;

- вовлечение в деятельность общины «Определившихся с традицией"

И т.д.

Отдел образования ЦОСКР, Москва, июль 2018 г.

Координатор отдела – Тиртха-павана дас

Исполнитель опроса – Бхактин Елена Кадашникова.

Тел: 8-912-2080048