Вайшнавское образование в России

Автор: Отдел образования

Май
2018

1. Принципы образования

Наше главное занятие – проповедовать преданным и поддерживать высочайшие стандарты вайшнавского образования. (Письмо, 9 июля 1972)

Международный комитет по образованию попросил меня написать небольшую статью об образовании в ИСККОН в России. И говоря об образовании, перед тем как говорить о различных уже существующих проектах, прежде всего хочется сказать о принципах, на которых это образование строится.

Мы постарались составить список ключевых принципов и ценностей истинного образования. В то время как этот список не претендует на полноту и структурированность, он является хорошим инструментом при развитии образовательных проектов и систем. Так как если где-то образование не дает желаемого результата или вместе с желаемым результатом также дает нежелательный результат, то значит, что в нем нарушен один из принципов. Глубокая и постоянная медитация на эти принципы помогает нам постоянно повышать качество образования, которое мы предлагаем преданным в России. И потому мы надеемся, что этот список будет полезен и другим преданным, занимающимся образованием.

Поскольку полное описание применения этих принципов не вместится даже в крупную статью – это, скорее, тема для целой книги, то здесь мы ограничимся лишь списком этих ценностей и кратким пояснениям к ним, а также приведем по одной цитате Шрилы Прабхупады на каждый принцип, частично иллюстрирующей его.

- Авторитетность - мы строим наши программы на самых объективных знаниях, прежде всего - на цитатах Шрилы Прабхупады.

В системе парампары любые наставления, полученные от истинного духовного учителя должны быть основаны на ведических писаниях. (Чайтанья Чаритамрита Ади-лила 7.48)

- Живое руководство – мы подчеркиваем важность в образовании живого общения с носителями бхакти.

Если человек не обучается у истинного духовного учителя, он не сможет понять ведические писания. Наставляя Арджуну, Господь Кришна подчеркнул, что Арджуна постиг сокровенный смысл «Бхагавад-гиты» только потому, что был Его преданным и близким другом. Из этого следует, что человек, стремящийся постичь глубинный смысл богооткровенных писаний, должен обратиться к истинному духовному учителю, слушать его с большим смирением и служить ему. (Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила 7.48)

- Бескорыстность - нашим единственным мотивом в служении является желание помочь другим.

Например, мы даем лекцию, образование людям. Мы не говорим: «Дайте нам зарплату». Мы просто просим: «Пожалуйста, приходите... Мы дадим Вам еду. Мы дадим Вам удобное место. Пожалуйста, приходите и слушайте о самореализации и сознании Кришны». Мы не просим денег: «Сначала заплати взнос, затем ты можешь изучать “Бхагавад-гиту”». Мы никогда не говорим этого. … Брахман хочет, чтобы люди были образованными. «Получай бесплатное образование и будь человеком», — вот дело брахмана. (Личная беседа, 11 июня 1974 г.)

- Умонастроение служения - мы помогаем учителям культивировать в себе настроение слуг и учеников и культивируем благодарность и настроение служения к ним со стороны учеников.

Хотя с формальной точки зрения я ваш духовный учитель, я считаю всех вас, моих учеников, своими духовными учителями, потому что ваша любовь к Кришне и служение Кришне учат меня тому, как стать искренним преданным Кришны. (Письмо Джадурани даси, 16 декабря 1967 г.)
Каждый ученик должен считать себя полным невеждой в науке о Кришне и всегда исполнять указания гуру, чтобы обрести сознание Кришны. Ученик всегда должен чувствовать себя глупцом перед духовным учителем. (Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила 7.72)

- Качественность – мы постоянно работаем над качеством образовательных программ, включая материалы и квалификацию преподавателей.

Таким образом, гуру берет на себя очень большую ответственность. Он должен вести своего ученика и дать ему возможность стать достойным кандидатом, чтобы занять совершенное положение, то есть достичь бессмертия. Гуру должен быть способен привести своего ученика домой, обратно к Богу. (Наука самоосознания, глава 2)

- Проактивность - наше образование должно предугадывать потребности людей и заранее формировать правильное общество.

Пока преданный живет в материальном теле, его деятельность в преданном служении является пробой, которая готовит его к переходу в высшую обитель Господа. (Нарада-бхакти-сутра, 4)

- Осознанность - мы не ограничиваемся запоминанием, но учим преданных думать и осознанно действовать.

Например, мы знаем из Бхагавад Гиты, что Кришна говорит, Он есть вкус воды. Теперь попробуйте понять как именно Кришна является вкусом воды. Это и есть первоклассное образование. (Письмо Хридаянанде, 9-го июля 1972)

- Самостоятельность – мы учим людей чувствовать зависимость от духовного учителя. Но в этой зависимости быть самостоятельным

Если ученик не имеет возможности служить учителю лично, он должен делать это, следуя его наставлениям. Между наставлениями духовного учителя и им самим нет разницы. В отсутствие учителя его наставления должны стать предметом гордости ученика. (Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила 1.35)

- Добровольность - мы культивируем вдохновение к духовному росту, а не принуждаем людей к нему.

Наши лидеры должны быть аккуратными, чтобы не убить дух служения, полного энтузиазма, который по своей природе индивидуален, доброволен и исходит из естественного желания заниматься им. Они должны всегда пытаться создавать атмосферу новых вызовов преданным, чтобы тем хотелось с энтузиазмом встретить этот вызов. (Письмо Карандхаре дасу, 22 декабря 1972)

- Индивидуальность - мы стараемся адаптировать образование под каждую личность, а не давать его по общему шаблону.

И долг ачарьи, духовного учителя, - определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне. (Нектар преданности, глава 2)

- Систематичность - мы даем знания людям в соответствии с их духовным уровнем и потребностями.

Вначале у человека должно возникнуть стремление к самоосознанию. Оно побудит его искать общества людей, достигших высокого духовного уровня. Затем начинающий преданный получает посвящение у возвышенного духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным служением. Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, становится постоянен в духовной практике и обретает вкус к слушанию повествований об Абсолютной Личности Бога. … Таким образом, когда человек, переходя с одной ступени преданного служения на другую и действуя под руководством истинного духовного учителя, постепенно избавится от всех материальных привязанностей. (Бхагавад-гита 4.10)

- Постепенность - мы организуем образование так, чтобы у людей была возможность получать знания постепенно, по мере готовности к ним.

Учитель наставляет студента, если студент может продолжать принимать наставления. Иначе, даже несмотря на то, что его наставляет учитель, студент не может углублять свое понимание. (Шримад-Бхагаватам 7.1.9)

- Широта и доступность - мы организуем образование так, чтобы оно было максимально доступным для каждого, независимо от его способностей и возможностей.

Брахман должен дать шанс каждому, даже папа-йони, как стать брахманом. Это настоящий брахман. А негодяй, который думает: «Я останусь брахманом, а остальные пусть остаются млеччхами и яванами», не брахман. Он шудра, потому что у него неправильное умонастроение. Он не хочет видеть, как другие становятся брахманами. (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 15 июня 1973 г.)

- Коллективность - мы отдаем предпочтение образованию преданных в сообществе других вайшнавов.

Объединить разных людей, независимо от их национальности, вероисповедания и происхождения в Общество, чтобы приблизить их к Богу и развить в их сознании понимание того, что в каждом из них и во всех остальных людях находится бесконечно малая душа, которая является неотъемлемой частицей Бога, качественно подобной Ему, и что вся наша жизнь предназначена для удовлетворения Бога, Высшей Души. (Миссия ИСККОН из дневника Шрилы Прабхупады накануне регистрации ИСККОН)

- Всесторонность - мы разрабатываем образование таким образом, чтобы помочь людям во всех сферах их жизни.

Обучать людей духовным техникам (spiritual techniques) как основе для сбалансированного умственного и биологического развития, и таким образом впервые за всю историю человечества установить подлинный мир во всем мире и объединить противоборствующие силы в современном обществе. (Миссия ИСККОН из дневника Шрилы Прабхупады накануне регистрации ИСККОН)

- Практичность – мы не просто даем людям теорию, мы помогаем им менять свою жизнь.

Гьяна означает теоретическое знание, а вигьяна - практическое знание. Например, тот, кто изучает науку, должен изучать и теоретические научные концепции, и их применение на практике. Одно теоретическое понимание не поможет. Человек должен уметь так же применять это знание. Подобно этому, в йоге человек должен иметь не только теоретическое, но и практическое знание. (Совершенство йоги, глава 5)

- Ценностно-ориентированность - мы делаем акцент на воспитании качеств и ценностей истинного вайшнава.

Просвещенный человек к любой женщине, кроме своей жены, относится как к матери, чужое добро для него — все равно что уличный мусор, и он никогда не делает другим того, чего не пожелал бы себе. Это определение просвещенного человека, данное Чанакьей Пандитом. Таков стандарт образования. Образование не сводится к наличию ученых степеней и званий, она проявляется в том, что человек строит свою жизнь в соответствии с приобретенными знаниями. (Шримад-Бхагаватам 4.16.17)

- Непрерывность - мы стремимся помочь преданным сделать так, чтобы они могли получать образование 24 часа в сутки 7 дней в неделю, независимо от материальных условий, в которых они находятся.

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне. (Бхагавад Гита 9.34)

2. Общая концепция

Сказав несколько слов о принципах и ценностях образования, давайте теперь разберем лишь небольшую часть следствий из них, чтобы увидеть картину образования в целом.

Поскольку мы считаем, что образование для преданных может и должно быть постоянным процессом духовного роста, мы видим все программы ИСККОН как образовательные, в том смысле что участие в них помогает преданным в их духовном продвижении.

В тоже самое время мы хотим сделать процесс духовного роста систематическим, поэтому наша первая задача – объединить эти программы к некую систему, которая бы помогала преданным получать не хаотическое, но систематическое образование.

Структуру этой системы дали нам наши Ачарьи начиная с Рупы Госвами, который описал 9 стадий преданного служения. Именно на основе этих ступеней мы и решили выстраивать образовательную систему для преданных. С целью помочь любому вставшему на путь шраддхи постепенно благодаря образованию подняться хотя бы до уровня ништхи.

Детальный анализ этих ступеней мы можем привести в другой статье, т.к. это опять же тема отдельной книги. Но для Вас мы подготовили небольшую подборку из примерно 250 цитат от Шрилы Прабхупады и предыдущих Ачарьев на темы, связанные со ступенями развития бхакти от шраддхи до ништхи. Возможно, Вы найдете в них пищу для размышлений:

Эти цитаты Вы можете найти здесь: https://bhaktilata.ru/resources/articles

Так, мы стараемся предложить преданным систематическую программу всестороннего духовного развития в соответствии с тем духовным уровнем, на котором они находятся.

Но поскольку система всегда означает некий шаблон, а нам необходимо сделать образование также и индивидуальным, то составленную программу и различные методические ресурсы – книги, учебные пособия и т.д. мы предоставляем местным лидерам, а они адаптируют их под потребности своей общины. Также, для реализации принципов индивидуальности, практичности и живого руководства в образовании, мы стараемся делать образование неразрывно связанным с наставничеством. Поэтому стараемся развивать большое количество групп духовного общения, где преданные могут в небольшой группе получать образование, заточенное под них. Так преданные могут годами ходить на интересные для них курсы, проходящие в неформальной атмосфере, развивать отношения со старшими вайшнавами и получать от них систематическое руководство в жизни.

3. Образовательные проекты в России

Поскольку в России количество больших и маленьких общин близко к 100, то рассказать обо всех образовательных инициативах во всех общинах в данной статье не представляется возможным, но мы расскажем о нескольких крупных из них. Некоторые из них организованы отделом образования непосредственно, другие – результат старания различных вайшнавов, сотрудничающих с отделом образования.

1.Обучение в малых группах духовного общения.
Проходящие на еженедельной основе встречи преданных, в которых они поют киртан, изучают философию и ее применение в жизни, поклоняются Божествам, вкушают прасад и просто общаются с преданными. Таких групп довольно много. Например, в одной лишь Москве их около 150. В основном, это группы Бхакти-врикши и Бхакти-латы.

2. Наставничество.
Во многих общинах существует культура наставничества, т.е. индивидуального кураторства, поддержки и заботы в духовной жизни. У многих преданных еще до получения первой инициации уже появляется наставник, который поддерживает их в своем развитии. У нас также проводятся образовательные курсы и ретриты по обучению наставников.

3. Образовательные курсы на 1-ю инициацию.
Чтобы помочь преданным, получающим первую инициацию, не совершать впоследствии и оскорблений, но быть квалифицированными и достойными представителями нашего общества, в России большинство преданных перед получением первой инициации проходят образовательные курсы, которые длятся обычно от 1 до 2 лет. В основном это Бхакта-програм, Бхакти-лата или частные разработки общин. Конечно же, преданные также проходят курс Ученик в ИСККОН. На данный момент его прошло свыше 5000 преданных.

4. Образовательные курсы на 2-ю инициацию и после нее.
Обязательным условием в России для получения второй инициации, как того хотел Шрила Прабхупада, является прохождение Бхакти-шастр, поэтому практически в каждом регионе есть свои центры Бхакти-шастр, позволяющие преданным получить углубленное образование. Сейчас создаются курсы по Бхакти-вайбхаве.

5. Курсы подготовки лидеров, преподавателей, проповедников.
В этом году в России проходит Джи-Би-Си колледж, на котором обучаются многие лидеры - региональные секретари и их помощники в общинах. Помимо этого в рамках встреч Руководящего совета лидеры дважды в год вместе изучают Шримад Бхагаватам.

У нас проходят также курсы для лидеров общи в регионах, где мы проводим такие курсы как Leadership and Management course and Teacher Training Courses. Кстати, в России мы сделали еще несколько своих курсов в качестве дополнения к Teacher Training Courses.

6. Брахмачари-ашрамы.
В России несколько брахмачари ашрамов, в которых живет и учится порядка 200 брахмачари. Мы также развиваем программу для тех, кто хочет пожить в брахмачари-ашраме пару лет, чтобы затем с более крепким фундаментом Сознания Кришны вернуться в свои общины и помогать миссии Шрилы Прабхупады.

7. Онлайн образование.
Несмотря на то, что мы стараемся развивать образование на местах, иногда получение такого образования в качественной форме невозможно для преданных, которые крайне заняты из-за работы или живут в дальних уголках страны. Поэтому развивается интернет образование. Доступны Бхакти-шастры онлайн, Ученик в ИСККОН онлайн, есть большое количество различных вебинаров, а также онлайн-трансляций классов по Шримад Бхагаватам из крупных храмов.

8. Школы.
Здесь имеется ввиду в образование для взрослых, т.к. детским образованием в России занимается другой отдел. Здесь под школами понимается – это заточенное под определенные цели очно-заочное образование для преданных, в котором присутствуют периодические ретриты, а в промежутках преданные обучаются онлайн под руководством кураторов. Так в России сейчас есть несколько таких школ. Одна из них - школа джапа медитации, помогающая преданным более осознанно подходить к повторению Святого имени. Другая - школа лидерства и сотрудничества, готовящая преданных не только философским наукам, но и науке применения бхакти в прикладных сферах ведической культуры. Помимо них есть школа бхакти, которая дает основы философии начинающим вайшнавам.

9. Внеконфессиональное образование.
Это движение Сознания Кришны предназначено для просветления всех людей, без какого-либо сектантского понимания веры. (Письмо во все храмы, 14 мая 1969)
Мы стараемся создавать курсы для людей, которые могут быть еще не готовы принять полноценно культуру практики бхакти в соответствии с Гаудиа-вайшнавской традицией, но готовы принять философию Сознания Кришны так, как она дается Шрилой Прабхупадой в Бхагавад-гите как она есть. Это позволяет создать более широкую прослойку людей, которым близко наше мировоззрение.

10. Представительства в Маяпуре и Вриндаване.
Для того, чтобы преданные несмотря на языковой барьер могли изучать Священные писания, получая при этом опыт жизни в Святом месте, были созданы центры русскоязычных Бхакти-шастр и Бхакти-вайбхавы как во Вриндаване, так и в Маяпуре.

4. Структура отдела и различные его департаменты

Для того, чтобы более качественно оказывать свое служение, нам необходимо развивать внутреннюю организационную структуру нашего отдела. Для тех, кто занимается схожим служением, мы кратко поделимся своим опытом в этой сфере.

За последние годы развития отдела мы пришли к тому, что помимо департамента, который непосредственно разрабатывает новые образовательные проекты, возникли и другие департаменты. Многие из них пока находятся в зачаточном состоянии, но мы надеемся на их развитие, т.к. видим стратегическую важность в их активной работе. Вот эти сферы:

-Стратегическое планирование – анализ ситуации в общинах, прогнозирование ситуации, определение наиболее важных сфер для деятельности, координация проектов.

- Исследовательский центр – подготовка исследований на основе Священных писаний и накопленного в ИСККОН и вне него опыта на различные темы, которые связаны с образованием в России.

-Взаимодействие с руководством и коллегами в международном ИСККОН – ​выполнение заказа от наших административных руководителей и отчетность перед ними, а также обмен опытом с коллегами из других стран.‌

-Финансовая поддержка и бухгалтерия – создание финансовой поддержки для сотрудников и волонтеров отдела, а также для реализации различных проектов в сфере образования.

-Секретариат выдача дипломов, общественная приемная и т.д.

-HR – делопроизводство, управление работой сотрудников отдела, создание атмосферы коллектива среди сотрудников, поддержка сотрудников.

-PR – информирование о различных образовательных продуктах, налаживание связи с лидерами общин, сайт, ежемесячные рассылки, страницы в социальных сетях.

-Взаимодействие с частными проектами – синхронизация, стандартизация, авторизация, разрешение жалоб, поддержка инициатив, помощь проектам.

5. Завершение.

В данной статье мы постарались кратко осветить образование в ИСККОН в России. Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы хотите обменяться опытом, Вам есть чем с нами поделиться или Вы хотите поддержать нас, пожалуйста, пишите нам на адрес tpdas@pamho.net , мы будем рады сотрудничеству.