Бхакти-Шастры празднуют двойной юбилей — 100 и 50 лет!

Автор: Тиртха-Павана Дас

Июл
2019

ЧАСТЬ 1: СТОЛЕТИЕ БХАКТИ-ШАСТР

Впервые экзамены по Бхакти-шастрам были введены Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром на Гаура-пурниму 1919 года. Вот несколько выдержек об этом из его биографии, которая была замечательно записана Е.С. Бхакти Викашей Свами в книге «Бхактисиддханта Вайбхава»:

Шрила Сарасвати Тхакур хотел, чтобы, по крайней мере, наиболее интеллектуальные среди его учеников изучали шастры. С этой целью он ввел строгие обучающие курсы, подготавливающие к Бхати-шастрам и другим степеням, каждая из которых требует обширных знаний, полученных из нескольких основополагающих книг. Даже те его ученики, кто был менее склонен к академическим знаниям, должны были усвоить минимум, изучив дашамулу (десять основных истин вайшнавской философии в соответствии с учением Господа Чайтаньи), как описано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его учении о дашамуле. ... В Гаудия-матхе знание дашамулы было внедрено с самых первых шагов каждого новичка на пути шуддха-бхакти, обычно до или вскоре после харинама-инициации.

После каждой цитаты мы будем делать небольшие краткие выводы из нее.

Мы видим, что Бхактисиддханта Сарасвати хотел, чтобы все его ученики во время первого посвящения хорошо понимали основы вайшнавской философии. И в качестве базовой книги для этого была выбрана Даша-мула-таттва. Тем же, кто был склонен к изучению писаний, предлагались Бхакти-шастры;

Некоторые ученики Шрилы Бхактисидханты Сарасвати учились даже без особого обучения на курсах, просто регулярно и внимательно слушая своего духовного учителя и совершая хари-севу под его руководством. Джати Чекхара прабху вспоминает, что когда он получил степень Бхакти-шастр, он не изучил даже Бхагавад-гиту, не говоря уже о Шримад Бхагаватам, Бхактирасмрита-синдху и т. д .; он стал образованным, просто регулярно слушая своего возвышенного гуру. <...> Академически способные молодые люди, которые присоединились к Гаудия-матху, отправлялись учиться в Паравидья-питх, прежде чем начать проповедническую жизнь. Курсы включали дискурсивный, но всесторонний анализ вайшнавизма, с акцентом на гаудия сиддханту. Экзамены проводились паравидья-питхом и степенями награждал Навадвипа-дхамапрачарини Шабха, как это делалось практически с момента его создания под руководством Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Степенями награждали за умение понимать и объяснять шастры с точки зрения их естественного вывода, шуддха-бхакти. Большинство учеников изучали курс Бхакти-шастр, а после прохождения получили статус Бхакти-шастр. Учебная программа была непростой, и оказалась доступной только одаренным преданным. Чтобы быть допущенными к сдаче экзамена, аспиранты сначала должны были представить эссе по данному предмету; на основе этого эссе их либо принимали, либо нет. Например, в 1930 году экзамен проходили всего 26 человек. Помимо студентов паравидья-питха, другие также могли написать экзамен, как делали некоторые преданные Гаудия-матха, которые самостоятельно готовились к сдаче. Сессия была проведена в Маяпуре в день Гаура-пурнимы, указывая на то, что Шрила Сарасвати Тхакур считал экзамены неотличными или не менее важными, чем поклонение Господу Чайтанье на Его авирбхава-махотсаву. Это должно было завершиться одним экзаменом, который для большинства занял почти весь день. Хотя другим людям было поручено проверять работы, Шрила Сарасвати Тхакур сам внимательно просматривал их, часто до поздней ночи.

Удивительно, как высоко Бхактисиддханта Сарасвати ценил данный экзамен по Бхакти-шастрам — проводил его в главный для Гаудиа-вайшнавов праздник в году, с утра до вечера, и сам в этот же праздник проверял работы до поздней ночи. Сильнее подчеркнуть важность этого мероприятия, наверное, практически невозможно. Интересно также заметить, что по умолчанию были курсы Бхакти-шастр, но можно было получить статус Бхакти-шастр, и сдав экзамен экстерном. Бхакти-шастры требовались прежде всего для проповедников.


Еще один практический момент, который мы можем почерпнуть для себя –это важность вступительного экзамена на курс, что показывает систематический подход к обучению на основе адхикара студентов. Для поступления на курс, кстати, требовалось прочитать несколько книг:

1) Шри Чайтанья Чаритамрита

2) Шри Чайтанья Бхагавата

3) Бхакти-ратнакара

4) Джайва-дхарма

5) Чайтанья-шикшамрита

6) Сат-крия-сара-дипика

7) Гаудия-кантхахара

А вот и пример нескольких экзаменов по Бхакти-шастрам в Гаудиа-матхе. Уважаемые читатели, особенно те, у кого уже есть второе посвящение, могут проверить себя на вопрос соответствия стандартам Бхакти-шастр с точки зрения Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.

Бхакти-шастры, первая работа (максимальный балл — 100; время — 15 данд)
1. Дайте определение следующим словам: пхалгу-вайрагья, рагатмика, чатушка, акалпа, дигдха, пратипа, мати, авахиттха, амарна, бхава-сандхи, сабалья, апараса, содасопачара, паринама-вада, кила-кинчита,виварта-вада, ачинтья-бхедабхеда, самадаса, таттва-вада, пашанди, беда-нритья, санчари, ниджачайа, тадекатма, шакхачандра-ньяя, маявади, маха-вакья, шарирака, гхата-патья, марката-вайрагья, асабандха, према-вайчитья, паракия, адхирудха, пунья-марга, мишра-бхакта, карми, гьяни, випраламбха.
2. Дайте определение бхакти. На что она подразделяется, какова ее сущность и какие она имеет ступени развития?
3. В чем тождество между Вишну и Вайшнавами? В чем разница между этими двумя и другими таттвами? Составьте список воплощений Вишну и их градацию. Согласно шастрам и ачарьям, каково положение Вишну относительно Шивы, Брахмы и других полубогов?
4. Какова истинная природа гуру? Какова квалификация гуру? Каковы различные виды гуру? Согласно шастрам, при каких условиях можно отречься от гуру? Дайте некоторые свидетельства из шастр и указания на практическое применение.
5. Какова внутренняя природа мукти? Каковы различные виды мукти? Опишите природу Голоки и Вайкунтхи и назовите преданных, указывая, в какой из пяти видов рас они находятся.
6. Опишите славу, философское понимание, прославление и оскорбление святого имени.
7. Опишите десять даш (истин), 64 анги (принципа) бхакти, 64 качества Кришны, и 61 значение атмарама-шлоки.
8. Выберите шлоки из Мукунда-малы, Стотра-ратны, Хари-бхакти-калпа-латики, Шодашагрантхи и Нимбарка-даса-шлоки, которые иллюстрируют чистую преданность, проповедуемую Махапрабху.
9. Напишите главные стихи и общее содержание этих работ: (a) Става-мала, (b) Стававали или Ставамата-лахари, (c) Падьявали, (d) Прартхана, (e) Кальяна-калпатару.
Вторая работа (Максимальный балл — 100; время — 15 данд)
Составьте краткие эссе по следующим темам:
a. Нама-бхаджан и его наивысшее положение;
b. Способы достижения Кришны;
c. Гьяни выше карми; преданные, отрекшиеся от гьяны, выше гьяни; над ними преданные, укрепившиеся в любви к Богу; над ними гопи; над ними Шри Радхика и равнозначная по важности Радха-кунда; один за другим располагаются преданные, которые дороги Господу; над ними находятся те, кто еще более дорог; и главенство принадлежит еще более дорогим даже среди них;
2. Напишите список книг о преданности по темам, напишите их авторов и краткое описание сути их тем;
3. Опишите, как вы пришли к преданному служению.

ЧАСТЬ 2: ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ БХАКТИ-ШАСТР

Следуя примеру Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрила Прабхупада провел первые Бхакти-шастры в ИСККОН спустя 50 лет, в 1969 году на Джанмаштами. Чуть ниже Вы сможете прочитать вопросы, которые он задавал на этом экзамене студентам. Но для начала давайте посмотрим на то, с какими целями Шрила Прабхупада вводил Бхакти-шастры в нашем обществе. 

Цель 1: Поддерживать определенные стандарты для брахманов в ИСККОН

Это предостережет наше общество от деградации до уровня столь большого количества других образовательных учреждений, где для поддержания статуса храма принимаются люди третьего класса как брахманы. Все получившие инициацию санньяси и брахманы, не сдавшие экзамен, будут принадлежать к низшему классу и считаться менее квалифицированными.

Цель 2: Вдохновить всех преданных читать и изучать книги

Цитата 1: Что касается экзаменов, суть в том, что каждый, кто хочет получить титул Бхакти-шастры, может сдать экзамен после изучения книг. Это теоретически. Как брахман, знающий шастры, и брахман, не знающий шастры. Существует возможность, любой может ее использовать. В действительности, главная цель в том, что нашим людям не следует пренебрежительно относиться к нашей философии. 

Цитата 2: Я думаю, что вы уже слышали о том, что в январе 1970 будет проводиться экзамен для всех студентов, изучающих книгу, и тем, кто успешно сдаст экзамен, будет присвоено звание Бхакти-шастры. Пусть этот экзамен воодушевит всех моих учеников тщательно изучать философию сознания Кришны, потому что необходимо много проповедников, которым будет суждено донести это послание во все уголки мира.

Цель 3: Сделать обучение в ИСККОН принимаемым широким обществом.

Цитата 1: Наличие людей, прошедших официально признаваемую духовную школу, придавало бы престиж ИСККОН в глазах широкого общества как на Западе (в глазах ученых и политиков), так и в Индии. Это бы также позволяло освобождать последователей ИСККОН от необходимости нести воинскую повинность. Во время экзамена в январе следующего года... Да. От Бхагават-гиты к званию Бхакти-шастры. В настоящее время мы должны сделать нашу организацию постоянным образовательным учреждением, чтобы стать общепризнанной, и чтобы наши ученики освободились от этого предварительного официального предписания. 

Цитата 2: Этим заверяется, что Шриман Бхагаван дас Адхикари назначается рукоположенным служителем Международного Общества Сознания Кришны и ему присваивается звание Бхакти-шастры с предоставлением ему полномочий обучать Сознанию Кришны и Ведической литературе в целом. 

Цитата 3:
Q. 1. Ниже приведены названия всех семинаров и место их проведения: 
Q. 2. Руководители религиозных школ (президенты храмов) и адреса. 
Q. 3. Учебные планы: Изучение Бхагавад-гиты как она есть; Шримад-Бхагаватам (3том); Нектар преданности; Учение Господа Чайтанйи; Веданта сутра. (Учебный план по этим книгам нужно определить в таком порядке вместе с лекторами, которые были с нами в течение продолжительного времени — такие как Брахмананда, Хайагрива, Киртананада, у которых есть академическая квалификация). Это полный курс, рассчитанный на 7 лет. После сдачи первого экзамена успешным студентам присваивается титул «Бхакти-шастры», после второго — «Бхактивайбхава», после третьего – «Бхактиведанта».

Цель 4: Организовать авторизацию представителей общества (проповедников).

Интересно заметить, что эта задумка была у него еще с 1955 года, когда он организовывал лигу преданных – вот, что он писал тогда:

(1) Как только ты получишь свидетельство о степени «Бхакти-шастры», ты сразу же становишься настоящим проповедником этого учебного учреждения, и для этого тебе придется регулярно читать «Бхагавад-гиту».

Заметим, что эти цели схожи с теми, что мы могли увидеть в описании про Бхакти-шастры во времена Бхактисиддханты Сарасвати – авторизация проповедников, поддержание стандартов среди брахманов и вдохновение преданных глубже изучать писания. 

Надо понимать, что в зависимости от того, какую цель в том или ином случае подчеркивал Шрила Прабхупада, концепция самих Бхакти-шастр немного менялась. Например, в 69-70 годах, когда еще не было речи о поддержании стандарта среди брахманов, Бхакти-шастры, составленные Шрилой Прабхупадой, были очень простыми:

Экзамен в конце первого года обучения Бхакти-шастры, 4 сентября 1969 г., время: с 9:00 утра до 12:00 дня, церемония Джанмаштами.
Ответьте на десять следующих вопросов, опираясь на содержание таких писаний, как Бхагавад-гита как она есть, Брахма-самхита и Ишопанишад. Наивысшее количество баллов - 100. 
1. Кто есть Кришна? 
2. Какие твои отношения с Кришной? 
3. Каковы ожидания в твоих отношениях с Кришной? 
4. Что является целью сознания Кришны? 
5. Что по-твоему стоит за словом религия? 
6. Сознание Кришны есть вид религии или религиозная вера? 
7. Каковы различия между религией и верой? 
8. Может ли религия или вера видоизменяться от одного к другому? 
9. Какие есть различия между изменяющейся и вечной религией? 
10. Какие существуют типы религиозной веры? 
11. Может ли религия быть создана путем философских рассуждений? 
Кто первым создал религию? 
12. Какое самое широкое занятие религиозных людей? 
13. Веришь ли ты, что Кришна есть Верховная Личность Бога? 
14. Если ты веришь, как ты это обоснуешь? Если нет, какие на то причины? 
15. Что есть Брахман, Параматма и Бхагаван? 
NB: Посильный вклад моему книжному фонду может быть приложен к листу ответа. Я персонально проверю ответы, и те, кто сдаст экзамен, в скором времени получат свидетельство «Бхакти-шастры». Минимальное количество баллов - 300 из 1000.

При этом в те годы Шрила Прабхупада говорил о Бхакти-шастрах как экзаменах для всех своих учеников. Целью этого было – вдохновить их изучать книги:

Я думаю, что вы уже слышали о том, что в январе 1970 будет проводиться экзамен для всех студентов, изучающих книгу, и тем, кто успешно сдаст экзамен, будет присвоено звание «Бхакти-шастры». Пусть этот экзамен воодушевит всех моих учеников тщательно изучать философию сознания Кришны, потому что очень много проповедников, которым будет суждено донести это послание во все уголки мира.

Более того, тогда же была даже попытка создать Бхакти-шастры для тех, кто только знакомится с сознанием Кришны, но не обязательно станет преданным:

Я очень рад, что ты будешь читать 4 лекции в университетах Лос-Анджелеса в этом году и все приглашаются принять участие в экзамене на Бхакти-шастры и получить звание. Но все должны быть знакомы с философией Кришны по крайней мере в течение года. Так, студенты могут посетить твои лекции, как спланировано, и если они изучат философию, даже не став инициированными учениками, это будет большой радостью для нас.

Через какое-то время, когда общество развилось, а в Индии возникла критика брахманов и санньяси из ИСККОН, Шрила Прабхупада стал подчеркивать важность Бхакти-шастр именно на вторую инициацию.

Цитата 1: Потом мы приступим к Бхагавате, потом к Чайтанья-чаритамрите, в таком порядке. Итак, со следующего года никто не сможет получить вторую инициацию, не сдав экзамен Бхакти-шастр.
Цитата 2: Нектар преданности получился очень красивым. Это очень важная книга, и все преданные должны ее читать. В ближайшем будущем мы введем экзамен Бхакти-шастры для второй инициации, и эта книга должна быть включена в список обязательных для изучения.
Цитата 3: Его Божественная Милость высказывает пожелание, чтобы все возможные кандидаты на инициацию санньяси и брахмана должны сдавать образовательные экзамены. В добавление к этому он хочет, чтобы все уже получившие инициацию санньяси и брахманы также сдали эти экзамены.

Из всего вышесказанного хотелось бы подчеркнуть, что когда мы говорим о Бхакти-шастрах, нужно понимать, какой именно цели мы хотим достичь ими. Давайте еще раз посмотрим на список:

1. Вдохновить всех преданных читать и изучать книги 
2. Поддержать определенные стандарты для брахманов в ИСККОН 
3. Сделать обучение в ИСККОН принимаемым широким обществом. 
4. Организовать авторизацию представителей общества (проповедников). 

В зависимости от цели эти Бхакти-шастры могут быть разными. Отсюда можно понять интересный момент — степень глубины изучения бхакти-шастр может быть разной: для широкого общества, для начинающих преданных, для брахманов и для проповедников. При этом, чтобы не создавать путаницы в умах, возможно, есть смысл эти курсы называть по-разному, оставив название «Бхакти-шастры» за поддержанием стандартов для брахманов, как это сейчас принято в ИСККОН, но помня о необходимости иметь схожие курсы, которые бы исполняли другие цели.

Так, те же самые четыре базовых книги — Бхагавад-гиту, Шри Ишопанишад, Нектар наставлений и Нектар преданности можно проходить на четырех уровнях. Для широкой аудитории людей, которые, возможно, не готовы стать последователями нашего Движения в полном смысле этого слова — внеконфессиональные принципы Богоцентрической философии и практики преданного служения. Для начинающих вайшнавов, готовящихся к первому посвящению — обучение базовым аспектам философии и практики гаудиа-вайшнавизма. Для преданных, стремящихся ко второму посвящению, — углубление понимание, детальное изучение. И для проповедников, защитников сиддханты, — обучение проповеди на основе этих писаний, а также более глубокому пониманию связей комментариев Шрилы Прабхупады с предыдущими ачарьями — Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, Баладевой Видьябхушаной и другими. В том числе связи наших положений с Веданта-сутрой и другими шастрами.

ЧАСТЬ 3: ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ БХАКТИ-ШАСТР КАК ОНИ ЕСТЬ

Порой мы можем видеть, как экзамен по Бхакти-шастрам превращается в запоминание терминов на санскрите и «правильных» ответов на вопросы.

Заучивание стихов священных писаний и ключевых терминов — несомненно, важная часть обучения, однако необходимо заметить, что и Шрила Прабхупада, и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур делали большой акцент на написании развернутых эссе, которые подразумевают размышление над темой и более глубокое ее понимание. Это тоже важный аспект Бхакти-шастр.

Тот, кто хочет получить вторую инициацию, будет один раз в год сдавать экзамен в Маяпуре. Ответы должны быть представлены в форме эссе; эссе, содержащее авторитетные цитаты, получит больше баллов. Нельзя пользоваться книгами во время экзамена.

Более того, по мнению Шрилы Прабхупады изучение Бхакти-шастр не сводилось лишь к изучению философии. Шрила Прабхупада подчеркивал важность духовной жизни как неотъемлемой составляющей обучения на Бхакти-шастрах. Например, в требованиях к студентам курса Бхакти-шастр, которые он прописал еще в Индии, было:

Требования таковы: Все должны посещать утренние лекции с 7 до 8 утра, проводить киртан перед обедом, санкиртану с 12 до 4 дня, приходить на вечернее арати и лекции.

Но это далеко не единственное упоминание о важности духовной жизни для студентов Бхакти-шастр:

Цитата 1: Бхакти-шастры, Бхакти-вайбхава, Бхактиведанта и Бхакти-сарвабхаума. Все наши брахманы и те, кто хочет стать брахманом, должны сдавать экзамены раз в году в Маяпуре. <...> В наших ведических университетах мы не поощряем никого стать книжным червем. Все должны рано вставать, приходить на мангала арати, принимать прасад и так далее. Тот, кто учится, становится брахманом, фермер становится вайшьей. В таком случае будут подразделения, но они все будут частью служения Кришне.
Цитата 2: Получение второй инициации ни в коем случае полностью не зависит от сдачи экзамена. Насколько человек отшлифовал свое ежедневное воспевание, посещение арати и так далее. Это обязательно. Тем не менее, брахман означает пандит. Поэтому я предлагаю экзамены.
Цитата 3: Личное поведение: Наши четыре регулирующих принципа: не иметь незаконный секс, не играть в азартные игры, не употреблять наркотических веществ и не есть мясо.

Так мы можем видеть, что в идеале Бхакти-шастры должны быть не только сугубо академическим изучением писаний, но затрагивать разные аспекты духовной жизни преданного — это тоже может быть частью обучения. Иными словами, Бхакти-шастры могут включать в себя не только занятия в аудитории, но и обучение вайшнавов преданному служению в различных сферах повседневной жизни.

В завершение этого небольшого обзора хотелось бы еще сказать несколько слов о системе образования, как ее видел Шрила Прабхупада, и о книгах, которые он считал важными для Бхакти-шастр:

Цитата 1: Учебные планы: Изучение Бхагавад-гиты как она есть; Шримад-Бхагаватам (3 тома); Нектар преданности; Учение Господа Чайтаньи; Веданта-сутра. Это полный курс, рассчитанный на 7 лет. После сдачи первого экзамена успешным студентам присваивается титул Бхакти-шастр, после второго — Бхактивайбхавы, третьего — Бхактиведанты.
Цитата 2: Бхакти-шастры – Бхагавад-гита, Нектар преданности, Нектар наставлений, Ишопанишад, Легкое путешествие на другие планеты и другие маленькие издания, а также Арчана-паддхати (книга, составленная Нитаем дасом, основанная на Хари-Бхакти-Виласе).
Цитата 3: С нынешнего ежегодного фестиваля в Маяпуре начнется подготовка к экзамену Бхакти-шастры. Поэтому нам необходима книга о поклонении Божествам, арчана-паддхати, в основу которой положена Хари-Бхакти-Виласа. Всем брахманам нужно будет изучить эту книгу.
Цитата 4: Документы будут разосланы во все центры. Те, кто получит необходимое количество баллов на экзамене, получат титул Бхакти-шастры. Также, другой экзамен будет проведен в день явления Господа Чайтаньи в феврале 1970 года по Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гите. Еще один экзамен будет проходить в 1971 году по всем четырем книгам — Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам, Учению Господа Чайтаньи и Нектару преданности. Тот, кто успешно сдаст этот экзамен, получит звание Бхактиведанта. Мне бы хотелось, чтобы все мои духовные дочери и сыновья унаследовали титул Бхактиведанта. В таком случае мой семейный трансцендентный диплом продолжит передаваться из поколения в поколение. Владение титулом Бхактиведанта позволит давать инициацию. Может быть, к 1975 году всем моим ученикам будет позволено давать инициацию, что увеличит численность поколений. Это моя программа.

Нельзя не отметить тот момент, что Шрила Прабхупада видел образование в ИСККОН как систематическую программу на 7 лет (о чем у него есть и другие цитаты), а обучение — в форме Университета (или другого учебного заведения). Интересно и то, что частью Бхакти-шастр было обучение поклонению Божествам. Но самое важное — это то, что Шрила Прабхупада, очевидно, не видел Бхакти-шастры как экзамен сугубо для избранного количества своих учеников. Он надеялся — это даже было его программой — что правилом для преданных станет не только изучение Бхакти-шастр, но и их продолжение — Бхакти-вайбхава, Бхактиведанта и Бхакти-сарвабхаума.

Приближается Гаура-пурнима 2019 года, и мы с вами отметим новый рубеж на следующие 50 лет, в которые перед нами лежат огромные возможности для служения в этой сфере — сделать так, чтобы ИСККОН стал полноценным учебным заведением с многолетней и всесторонней образовательной программой, включающей разные аспекты духовной жизни преданных. В этом учебном заведении студенты в зависимости от своего уровня будут получать подходящее им образование, которое будет цениться широкой общественностью, и в то же самое время раскрывать всю глубину традиции гаудиа-вайшнавизма.