Анартха-нивритти

Автор: Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, Ачарья-Основатель Международного Общества Сознания Кришны

Авг
2017

(1)

По мере взращивания преданности, постепенно уменьшается привязанность к материальным наслаждениям, греховному поведению, насилию, жадности и другим материальным привычкам; человек становится свободным от материальных желаний. Это третий этап, очищение от грехов (анартха-нивритти).

В этом состоянии все остальные привязанности прекращаются. Вера становится верой в Господа. (?) Пока остаются грехи, вера не может быть устойчивой. В той мере, в какой грехи устраняются, вера приобретает устойчивость (ништха). Это - четвертый этап обретения премы.

(Бхактивинода Тхакур, Шри Чайтанья Шикшамрита, Стадии развития премы)

(2)

Затем следует четвертый этап, и тот, кто получит инициацию, если он будет следовать правилам и принципам, и повторять Харе Кришна фиксированное количество кругов, то постепенно все его неблагоприятные привычки исчезнут. Каковы эти привычки? Мы просим наших учеников воздерживаться от незаконных сексуальных отношений, невегетарианской диеты и интоксикаций, а также не участвовать в азартных играх. Эти четыре вещи. Обычно эти четыре вещи играют заметную роль в обществе, особенно в западных странах. Но эти ученики, которые принимают посвящение и воспевают Святое Имя, очень легко отказываются от этих четырёх вещей без каких-либо затруднений. Это называется анартха-нивритти. Это четвертый этап. (Лекция 20 октября 1968)

(3)

Результат бхаджана будет подтверждён , когда "анартха-нивритти-шьят", - он больше не интересуется некоторыми нежелательными вещами. Мы практиковали так много нежелательных вещей. Первый из всех - незаконный секс, так называемые плотские отношения без брачных обязательств, незаконный секс. Это анартха. Почему? Если вы хотите секса, вступайте в брак в соответствии с шастрами. Тогда не будет никаких препятствий. (Лекция 26 сентября 1976 г.)

(4)

Этот материальный прогресс называется анартхой — тем, что нежелательно. И это действительно так. Находясь на данной ступени материального прогресса, люди пользуются губной помадой по пятьдесят центов за штуку и множеством других нежелательных вещей, порождаемых материальной концепцией жизни. Уделяя внимание этим нежелательным вещам, мы впустую растрачиваем свою энергию, не достигая духовного осознания — самого важного в человеческой жизни. (Шримад Бхагаватам 1.8.27)

(5)

Самый грубый вид анартхи, привязывающей обусловленную душу к материальному существованию, — это сексуальное желание, которое со временем принимает форму союза мужчины и женщины. Когда мужчина и женщина заключают союз, сексуальное желание еще больше усиливается. Это выражается в том, что они приобретают дом, у них появляются дети, друзья, родственники и накапливаются богатства. Окруженная всем этим обусловленная душа запутывается в сетях иллюзии, и у нее развивается чувство ложного эгоизма, то есть складывается ложная концепция «я» и «мое», а сексуальное желание распространяется на область политической, общественной, альтруистической, филантропической и других видов бессмысленной деятельности. Вся эта деятельность напоминает морскую пену: ее вдруг становится очень много, но в следующее мгновение она, подобно облаку в небе, исчезает так же быстро, как появилась. Результаты такой деятельности, как и результаты сексуального влечения, окружают обусловленную душу плотным кольцом, поэтому бхакти-йога направлена на то, чтобы постепенно избавить человека от сексуального желания. Сексуальное желание принимает три формы: стремление к выгоде, желание быть объектом обожания и желание почестей. (Шримад Бхагаватам 2.2.12)

(6)

Таким образом, услышав о страданиях, которые гопи пережили в разлуке с Кришной, и о том счастье, которое они испытали при встрече с Ним, любой может избавиться от всех последствий своих прошлых поступков, как благочестивых, так и греховных. Вайшнавы, конечно же, не считают, что от кармы можно избавиться, только пережив все последствия своих деяний, — в конце концов, ни разлука с Верховным Господом, ни непосредственное общение с Ним не относятся к категории кармы. Избавление от кармы, о котором говорится здесь, происходит на стадии бхаджаны для тех, кто достиг уровня анартха-нивритти.(Шримад Бахавагатам 10.29.10-11)

(7)

Бхаджана-крия позволяет человеку очиститься от скверны материалистичной жизни. Он перестает ходить в рестораны или закусочные, где подают «изысканные» блюда из мяса с луком, прекращает курить, пить чай и кофе. Он не только избегает недозволенного секса — он вообще отказывается от секса. И он не желает больше впустую тратить время на биржевые спекуляции и азартные игры. Таким образом человек очищается от всех пороков и нежелательных привычек (этот этап называется анартха-нивритти). Слово анартха относится ко всему нежелательному.(Нектар наставлений, 7)

(8)

Еще одна анартха - употребление одурманивающих веществ. Какой прок от интоксикаций? В этом нет никакой необходимости. В нашем Обществе мы запрещаем все виды интоксикаций. Мы даже не разрешаем кофе, чай или сигареты. (Дхарма - путь к трансендентности, 11)

(9)

И, отождествляя себя с этим телом, они действуют в телесном сознании и увеличивают проблемы в своей жизни, обусловленной жизни в материальном существовании. Ужасное состояние. Поэтому Вьясадева говорит: "анартхопашамам сакшад бхакти-йогам адхокшадже" (ШБ 1.7.6). Анартха, эта анартха, эта ошибочная концепция жизни, если вы хотите отказаться от этой ложной концепции жизни, что «я - это тело», и вы действуете согласно этому сознанию и страдаете ... (Лекция 6 декабря 1968)

(10)

Адау шраддха татах садху-сангах атха бхаджана-крийя татах анартха-нивритти шьят. И по мере того, как вы все больше и больше будете заняты духовной деятельностью, пропорционально этому будет уменьшаться ваша материальная деятельность и привязанность к материальной деятельности. Противодействие. Когда вы занимаетесь духовной деятельностью, ваша материальная деятельность уменьшается. Но имейте в виду: материальная деятельность и духовная деятельность, разница в том, что ... Предположим, вы заняты как медицинский работник. Вы не думаете, что "если я займусь духовной деятельностью, тогда я должен отказаться от своей профессии". Нет, нет. Это не так. Вы должны одухотворить свою профессию. Как Арджуна, он был военным. Он стал духовным человеком. Это означает, что он одухотворил свою военную деятельность. (Лекция 27 апреля 1966 г.)

(11)

And bhajana-kriyä means anartha-nivåttiù syät. Then anartha, all these rascal habits, namely illicit sex, and intoxication, meat-eating, and gambling-nivåtti, no more. ... Anartha-nivåttiù syät. If you are actually making advance in bhajana-kriyä, then this attachment will be finished. No more. Paraà dåñövBg. 9.59]. Not by force, but appreciating something, better condition of life, one rejects all this nonsense. That is advancement. (Лекция 15 ноября 1974)

(11)

Итак, бхаджана-крия означает "анартха-нивритти шьят". Тогда анартхи, все эти негодные привычки, а именно: незаконный секс и интоксикации, мясоедение и азартные игры,-"нивритти", "их больше нет". ... Анартха-нивритти шьят. Если вы действительно продвигаетесь в бхаджана-крии, то оставите эти привязанности. Их больше нет. Парам дриштва нивартате (БГ 9.59). Не насильно, но, оценив что-то, лучшее состояние жизни, человек отвергает всю эту глупость. Это продвижение. (Лекция 15 ноября 1974)

(12)

Итак, анартха-нивритти шьят. Если каждый дом будет участвовать в этом арчана-видхи, столько ненужных вещей исчезнет. У вас больше не будет интереса ходить кино или в ресторан, или курить и тратить время на ненужные беседы. Так много разных вещей. И ваша жизнь будет совершенной. Так много бессмысленных вещей уйдёт автоматически. Анартха-нивритти-шьят. Поэтому, чтобы стать сознающим Кришну, каждый дом, повсюду, каждая личность, каждый человек должен принять эту арчана-видхи. (Лекция 13 декабря 1972)

(13) Это результат бхаджана-крии. Анартхи. Анартхи. Как эти вещи, которые мы запрещаем - незаконный секс, интоксикации, мясоедение и азартные игры - это анартхи. На самом деле они не нужны. Но люди привыкли к этим вещам из-за плохого общения. (Лекция 23 октября 1972)

(14) Это не так, что одной рукой я держу чётки и повторяю Харе Кришна, а другой - курю. Это не анартха-нивритти. Если вы на самом деле повторяете, больше не будете курить бити (?) или сигареты. Это называется анартха-нивритти. Затем, после анартха-нивритти, вы становитесь очищенными. (Лекция 23 октября 1972 г.)

(15)

Эти абхадры, эти анартхи ... Анартха-нивритти-шьят. Бхакти, если серьезно относиться к пути бхакти,- тогда проверка состоит в том, насколько он отказался ото всех бессмысленных нежелательных вещей. Не так, что он бхакта и все еще курит. Он не бхакта. Он не бхакта. Это проверка. (Лекция 29 октября 1972 г.)

(16)

Итак, анартха. Мы не должны создавать в обществе анартхи, нежелательные беспокойства. Нежелательным беспокойством является незаконный секс. И мясоеденье. Мясоеденье ... (Лекция 26 сентября 1974 г.)

(17)

Поэтому я забываю, что моя идентификация духовна,- ахам брахмасми,- и я принимаю все эти ненужные вещи, анартхи. Итак, анартхи ... Если вы хотите остановить эти анартхи, если вы хотите сохранить себя в своей первоначальной позиции духовной идентичности, тогда вы должны принять бхакти-йогу. (Лекция 15 октября 1975 г.)

(18)

Анартхи, это все-анартхи. Пока я буду думать:"Я - это, я-то. Я - это, я - то", или даже если вы думаете:"Я - великий Госвами, или великий брахман",- это тоже анартха. (Лекция 18 апреля 1975 г.)

(19)

Поэтому мы должны быть очень внимательны, как (добиться, чтобы) "анартха-нивритти шьят". Для духовного развития в нашей жизни у нас должно быть такое чувство: "Почему мы должны принимать ненужные вещи, которые вообще не важны?" Четыре вещи ограничены. Никакого незаконного секса, мясоеденья, азартных игр, интоксикаций. Никто без этого не умрет. (Лекция 24 сентября 1976 г.)

(20)

Хридаянанда: Прабхупада, вы можете что-то сказать о подготовке брахманов?

Шрила Прабхупада: Да. Они - сатьям, шамах, дамах. Брахман должен быть правдивым, он должен контролировать чувства, контролировать ум ... Шамах дамах, - он должен быть терпеливым. Он не должен волноваться по мелочам. Сатьям шамах дамах шаучам. Он должен быть всегда чистым. Он должен принимать омовение, по крайней мере, трижды. Вся одежда, все, все чисто. Это брахманическая подготовка. И затем он должен знать все, что есть что, знание и практическое применение, и иметь твердую веру в Кришну. Это - брахман.

Хридаянанда: Итак, в какой практической работе мы могли бы их задействовать?

Шрила Прабхупада: Они будут учить. Они все будут учителями.

(Разговор 14 марта 1974 г.)

(21)

Имеющие первоклассный мозг, они должны заниматься изучением шастр, писать книги и поклоняться Божествам, читать лекции просвещенным людям. Это брахманы. Они не должны работать как кшатрии, как вайшьи. Они просто интеллектуалы. Это брахманы, с хорошим характером.

Преданный: Распространение книг?

Шрила Прабхупада: Да. Ещё распространение книг могут производить вайшьи, торговля. Это торговля. (Разговор 1 августа 1975 г.)

(22)

Саттва-гуна, раджа-гуна, тама-гуна. Вот, даже если кто-либо является брахманом ... Саттва-гуна означает брахманическую квалификацию. (Лекция 18 июля 1973 г.)

(23)

Поэтому брахмана называют "шучи". Он всегда чист, принимает три раза омовение, одежда постирана, рот, руки, ноги, все чистое, с тилакой. Это брахман. Шаучам. Это внешне. И внутренне вы также должны стать шаучам. (Лекция 5 октября 1973 г.)

(24)

Это - инструкция. Итак, вот лакшанам, признак того, кто является брахманом: "шамах". Шамах означает контролировать чувства, контролировать ум. В любой ситуации ум устойчив; это называется шамах. И "дамах" означает чувства, контроль чувств. Мой язык высох, требуя сигарету. Теперь, если я буду брахманом, я скажу: "Нет, тебе нельзя курить". Это дамах. Это дамах. (Лекция 11 октября 1975 г.)

(25)

Это брахман. Его признак таков: на шочати на канкшати. Он не нуждается ни в чем материальном. Он всегда доволен. Ахам брахмасми. Это брахман. Но, несмотря на это качество, если он не войдет в бхакти, он не вайшнав. Он может быть брахманом ... Это четко определено в "Бхагавад-гите". Брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати. (Бг. 18..54). Он умиротворен. Самах сарвешу бхутешу. Он одинаково относится ко всем. Тогда он квалифицирован стать преданным, вайшнавом. (Лекция 3 октября 1976 г.)

(26)

Таков брахман. Брахман не получает знания только для себя. Это знание, дающее ему квалификацию брахмана, подразумевает, что он делает других также брахманами. Вот что такое брахман, а не что "я остаюсь брахманом, я остаюсь вайшнавом, а другие могут страдать". Нет. Патхана, пāтхана. Он должен обучать других. (Лекция 5 октября 1974 г.)

(27)

Это - брахман. Поэтому мы делаем каждого из наших учеников брахманом, и он должен не просто знать про себя, что такое Бог. Нет. Он также должен распространять знания. Идите из города в город, из деревни в деревню и попытайтесь убедить этих негодяев в том, что такое Бог. (Лекция 20 декабря 1973 г.)

(28)

Итак, обучение проводилось согласно классу. Высшее обучение - брахманическое. Брахман означает, что они, в первую очередь, должны быть правдивыми. Сатьям шамо дамах титикша. Они должны уметь контролировать чувства, контролировать ум. Сатьям шамо дамах титикша. Должны быть терпеливыми, титикша; арджава, очень простыми; джнанам, иметь полное знание; виджнанам,- уметь найти ему практическое применение в жизни. Сатьям шамо дамах титикша. Шучих, чистота. Брахма-карма свабхава-джам. Поэтому их нужно обучать. Определенный класс людей должен быть обучен этим качествам. Их называют брахманами. (Лекция 29 декабря 1973 г.)

(29)

Потому что брахман - учитель. Любой, кто может учить - брахман. (Лекция 1 июня 1975 г.)

(30)

Каждый из нас, все мы подконтрольны чувствам. Но нужно самому контролировать чувства. Это - брахман. (Лекция 9 июля 1968 г.)

(31)

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.(Бхагавад Гита 18.42)

(32)

"Шучих" означает "очищенный". И еще один смысл "шучих" - брахман. Брахман означает "очищенный". Итак, те, кому сегодня будет дан священный шнур, должны помнить, что их принимают как шучих, как брахманов. После процесса воспевания в течение шести месяцев или одного года предполагается, что человек уже очистился. Теперь его следует признать очищенным. (26 декабря 1969 г.)

(33)

Брахманы означает интеллектуальный класс людей, которые знают правила гигиены, всегда соблюдают чистоту и занимаются изучением ведических писаний ради понимания этого мира, Бога, самого себя, и их взаимосвязи. Их называют брахманами. (Лекция 6 апреля 1972 г.)

(34)

Вот, что такое брахман. Сатья шамах дамах титикша арджавам, джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам. (БГ 18.42) Это - квалификация брахмана. Он должен быть правдивым, таким правдивым, что даже от своего врага он не будет ничего утаивать. Это называется правдивостью. И "шамах". Шамах означает контроль над умом. Ум - наш враг, ум - наш друг. Итак, если мы сможем контролировать ум, он может действовать как наш добрый друг. И, если мы не контролируем ум, он действует как наш враг. (Лекция 28 февраля 1975 г. )

(35)

Шрила Прабхупада: Да, повторяйте Харе Кришна и Кришна все устроит. Будьте уверенными. Таковы брахманы. Мы не зависим. Вы видите, как последние десять лет развивается наше Общество. Мы не зависим ни от кого. Если вы добровольно вносите свой вклад, добро пожаловать, но мы не зависим от вас. Это брахманический класс людей. Мы не ... Найдите это: шамо дамас тапах шаучам. Каковы они? Шамах?

Амогха: Шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча (БГ. 18.42). Вы хотите, чтобы я прочитал каждое слово, перевел?

Шрила Прабхупада: Да.

Амогха: Шамах — умиротворенность; дамах — самообладание; тапах — аскетизм; шаучам — чистота; кшантих — терпение; арджавам — честность...

Прабхупада: простота, честность. Арджавам означает, что даже если враг спросит меня: "Каков твой секрет ?" Я скажу: "Хорошо, это ... У меня нет секретов. Это моя позиция." Это называется арджавам. Не держите ничего в секрете. Итак, арджавам, затем...?

Амогха:"Джнанам-мудрость".

Прабхупада: Да, полное знание.

Амогха:"Виджнанам -... "

Прабхупада: Виджнанам означает практическое применение. Если кто-то верит Богу, Кришне, и если он верит, что Кришна дает пищу всем, даже слону и муравью, то почему я должен беспокоиться о своей пище? Он должен дать мне. Если Он снабжает едой джунгли, так много животных, и слон ест по сорок килограммов продуктов, и муравей в норке в вашей комнате тоже находит пропитание. И ящерица, и крыса, и змея. Итак, Кришна обеспечивает пищей всех. Эко йо бахунам видадхати каман. Это Бог. Он снабжает всем необходим для жизни каждого. Итак, что я сделал, чтобы Он не дал мне еды? Я посвятил свою жизнь служению Ему. Если у меня нет такой уверенности, тогда где сознание Кришны? Зачем мне льстить другим за еду? Итак, это - брахман ... "Я должен полностью доверять Кришне. И Бог настолько могуществен, настолько знающ, что может накормить миллионы и триллионы, и неограниченное количество живых существ, а я посвятил свою жизнь служению Кришне - буду ли я голодать?" (Разговор 20 мая 1975 г.)

(36)

"Брахман" означает, что он должен говорить правду. "Сатьям шама дама титикша", - но если вы попросите сегодня кого-нибудь: "Не лгите, всегда говорите правду", он только посмеётся: "Что это за негодяй? Говоря правду, можно ли жить сейчас?", - скажет он. Первым делом - сатьям. И если вы попросите его: "Говорите правду", он посмеётся. Итак, где брахман? Брахман настолько прост, что если вы попросите его рассказать его тайну, он скажет вам: "Хорошо, ..." Сатьям. (Разговор 22 августа 1976 г.)

(37)

Брахман — это олицетворение саттва-гуны, гуны благости. (Шримад Бхагаватам 1.2.20)

(38)

Затем - анартха-нивритти. Анартхи, это анартхи. Нет нужды в курении. Это бесполезно, но мы это практиковали. Поэтому они являются анартхами. Но если вы будете следовать процессу преданного служения, то анартхи закончатся очень скоро. Это - тест. Тест означает, "Бхактих парешанубхаво вирактир анйатра сйат", - если вы на самом деле продвигаетесь в бхакти, преданном служении, то автоматически вам не нравятся эти бессмысленные практики. Никакого незаконного секса, мясоеденья, азартных игр, опьянения, - автоматически. Это - тест, насколько далеко вы продвинулись. Анартха-нивритти шьят, и это - анартхи. (Лекция 14 февраля 1976 г.)

(39)

Бхаджана-крия означает анартха-нивритти шьят. Это - результат. Если его анартхи не уменьшаются или не сводятся к нулю, значит, он не совершает бхаджан. Он делает что-то другое. (Разговор 15 сентября 1975г.)

(40)

Анартха. Анартха-нивритти шьят. Анартхи должны быть уменьшены, до нуля, это - минимально необходимое. Анартхи ... Как, например, эта материальная вещь, которая нам нужна для проповеди. Это не анартха. Но когда она используется для удовлетворения чувств, тогда это - анартха. Все, что используется для удовлетворения чувств - нежелательное, анартха. И все, что используется для сознания Кришны - духовно. (Разговор 20 августа 1976 г.)

(41)

Практикующий бхакти-йогу должен знать, что анартха-нивритти - последняя платформа, прежде чем он достигнет цели жизни. Часть этого понимания - в том, чтобы знать, что неблагоприятные ситуации в следующий момент создают ситуации, благоприятные для преданного служения. Если человек развивает понимание, что все в этом мире предназначено для служения Кришне, то склонность к материальному наслаждению не может его беспокоить. Мы должны с радостью принимать все, что удовлетворяет Кришну. Если Кришне угодно, чтобы я был против Него, (?) я должен принять это. Такая зависимость от Верховного Господа защитит нас. Когда слушанье о Господе и воспевание становятся заметной частью нашей жизни, анартхи постепенно и автоматически разрушаются. Мы должны идти по пути преданного служения,твердо зная, что следование по стопам вечно совершенного духовного учителя является единственной альтернативой для достижения конечной цели нашей жизни. (Бхактисиддханта Сарасвати, Амрита-вани, Виденье преданного)

(42)

Существует 4 вида анартх. Это: "сварупа бхрам",- восприятие тела как себя самого; "асат-тришна"- жажда материального наслаждения, "апарадха"- совершение оскорблений, и "хридайя даурбалья",- слабость сердца. (Саджджана Тошани 9/9)

(43)

"Забыв, что "я - чистая духовная душа и слуга Кришны", обусловленные души пали с их вечного естественного положения. Забвение этого естественного положения - главная анартха живого существа. Желание рассматривать все материальные объекты как "я" и "мое", а также жажда временного материального счастья, - вторая анартха. Желание хороших детей, богатства и небесных удовольствий являются примером этой анартхи. Третья анартха имеет десять видов. (Она требует более подробного разъяснения). Это, например, жалобы и тому подобное, возникающие из-за слабости сердца, которая является четвертой анартхой. Эти четыре типа анартх - результат обусловленного состояния живых существ из-за невежества. Эти анартхи постепенно разрушаются взращиванием чистого сознания Кришны." (Джайва Дхарма 17)

(44)

"Следующие действия возникают из-за слабости сердца: лень и подчинение незначительным объектам; смущение сердца из-за горестных жалоб; отвлечение от чистого преданного служения из-за ложных доводов; проявление скупости в предложении всей своей энергии для взращивания Сознания Кришны; отказ от природы смирения из-за гордости своей кастой, богатством, образованием, последователями, красотой и силой; впадение в заблуждение из-за нерелигиозной склонности и нерелигиозных учений; незаинтересованность в устранении предрассудков; отказ от сострадания из-за гнева, иллюзии, зависти, нетерпимости; ложная идентификация себя как вайшнава из-за желания иметь известность и славу, и склонности к обману; причинение страданий другим живым существам из-за желания наслаждаться женщиной, богатством и удовлетворением чувств. (Саджджана Тошани 9/9)

(45)

"Желание удовлетворения чувств с помощью материального тела называется жаждой чувственного удовлетворения. Небесные наслаждения, чувственные удовольствия, богатство, последователи - все это примеры этого. Чем больше пробуждается понимание его естественного положения, тем больше человек будет отрешён от незначительных материальных объектов. В то же время, следует проявлять особую заботу о том, чтобы избавиться от оскорблений святых имен. Повторяя святые имена Господа, оставив оскорбления, человек быстро достигнет заветной любви к Богу". (Саджджана Тошани 9/9)

(46)

88. Те, кто воспевают святые имена Господа, должны соблюдать следующие восемь правил:

(1) Они должны придерживаться твердой веры в слова гуру и Шастры.

(2) Они должны общаться с преданными, которые занимаются воспеванием святых имен.

(3) Они должны совершать бхаджан, воспевая и слушая кришна-катху из уст святых людей.

(4) Следуя вышеуказанным правилам, вы получите анартха-нивритти. В царстве садханы практикующий должен следовать этим четырем основным процессам бхаджана.

(5)Те, кто воспевают святые имена, должны иметь нерассеянное сознание, когда повторяют.

(6) Они должны воспевать святые имена в соответствии со вкусом их личных отношений с Господом.

(7) Они должны быть привязаны к воспеванию святых имен.

(8) Таким образом, они достигнут бхава-бхакти, предварительного этапа любви к Богу, который также называется постоянной рати. (Бхактисиддханта Сарасвати, Амрита-вани, 108 основных наставлений)

(47)

"Сегодня я наслажусь удовлетворением чувств, а завтра я это оставлю", - такая слабость сердца никогда не сможет принести ничего благоприятного. В чем бы ни чувствовал человек препятствия на пути преданного служения, ему следует немедленно отказаться от этого силой милосердия Чайтаньи Махапрабху. Решимость - корень садханы. В отсутствие решимости даже вставший на путь духовной жизни не будет продвигаться." (Саджджана Тошани, 11/5)

(48)

Первый стих ("шринватам сва-катхах...") относится к стадии аништхита или неустойчивой бхакти, поскольку найштики бхакти или ништхита бхакти появляется позже во втором стихе. Абхадрани видхуноти (разрушение неблагоприятных элементов), который появляется между этими двумя этапами, относится к стадии анартха-нивритти. Слова нашта-прайешв-абхадрешу (все неблагоприятное почти разрушено) означает, что на стадии ништхи остается лишь небольшая часть анартх. (Мадхурья Кадамбини 4)

(49)

Слово ништха указывает на то, что обладает качеством устойчивости или постоянства. Несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются анартхи. Препятствием для стабильного преданного служения являются лайа (сон), викшепа (склонность к беспокойству), апратипатти (безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждениям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти препятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомянутых пяти недостатков.

Лайей называется тенденция засыпать во время киртанам, шраванам и смаранам (джапа), викшепой — склонность переключаться на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.). Апратипатти означает возникающее время от времени нежелание совершать киртанам и другое служение, даже несмотря на отсутствие лайи и викшепы. Кашайа относится к внутренней тенденции впадать в гнев, испытывать жадность и гордость. А расасвада означает неспособность сосредоточить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности материальных чувственных удовольствий. Ништхита-бхакти достигается после освобождения от этих пяти пороков.

тада раджас-тамо-бхавах

кама-лобхадайаш ча йе

чета етаир анавиддхам

стхитам саттве прасидати

Как только бесскорыстное любовное служение пробуждается в сердце преданного, он тотчас выходит из-под влияния гун страсти и невежества, проявляющихся в таких качествах, как похоть и жадность. Тогда преданный достигает уровня саттва-гуны и становится счастлив. (Ш.Б. 1.2.19)

Слово ча в этом стихе употреблено в собирательном значении и относится к присутствующим в сердце страсти и невежеству. Однако слова этаир анавидхам (не затрагивает его) указывают на то, что материальное осквернение, хотя его следы все еще могут сохраняться в сердце преданного вплоть до достижения им уровня бхавы, не является препятствием на пути его преданного служения.(Мадхурья кадамбини 4)

(52)

13. Какие анартхи символизирует Путана?

"Путана символизирует лже-гуру, который учит стремиться к материальному наслаждению и освобождению. Псевдо-садху, которые привязаны к материальному наслаждению и освобождению, относятся к этой категории Путаны. Из сострадания к чистым преданным младенец Кришна убил Путану, чтобы защитить их новообретенное настроение".

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

14. Какие анартхи должен уничтожить практикующий бхакти учениями «Шаката Бхаджана» или лилой о разбитой повозке?

"Убийством Шакатасуры уничтожается бремя прежних и нынешних предрассудков, лени и гордости. Маленький Кришна разрушает эти анартхи, убивая демона Шакату."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

15. Какую анартху символизирует собой Тринаварта?

"Тринаварта является символом гордости своей бесполезной ученостью; символом ложных аргументов, сухой логики или казуистики и общения с людьми, мыслящими подобным образом. Эта категория включает в себя и атеизм. Будучи сострадательным к смиренному преданному, маленький Кришна убивает демона Тринаварту и уничтожает препятствия на пути бхаджана".

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

16. Какие анартхи искореняются в лиле с выкорчёвыванием деревьев ямала-арджуна?

"Безумие, вызванное насилием в отношении живых существ, распутство и пьянство порождаются гордостью из-за богатства и знатного происхождения. Это делает язык живых существ необузданным, а их самих - завистливыми к другим живым существам, безжалостными и бесстыдными. Кришна разрушает эти пороки, милостиво выкорчевывая деревья ямала-арджуна".

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

17. Символом какой анартхи является Ватсасура?

"Греховная деятельность и подконтрольность чужому разуму, порождённые жадностью, из-за незрелой, детской природы - это анартхи, называемые Ватсасура. Кришна милостиво уничтожает их.

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

18. Каково определение анартхи, известной как Бакасура?

"Двуличие, склонность к обману и притворство являются симптомами анартхи, известной как Бакасура. Нельзя достичь чистого преданного служения Кришне, не избавившись от этих недостатков.

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

19. Устранение каких анартх подразумевается под убийством Агхасуры?

"Убийство демона Агхасуры символизирует устранение грехов насилия по отношению к живым существам и причинения страданий из ненависти".

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

20. Какую анартху представляет собой введение в иллюзию Брахмы?

"Брахма, ввергнутый в иллюзию Кришной, символизирует сомнения, порожденные кармой и гьяной, а также неспособность оценить сладость Кришны из-за привязанности к созерцанию Его величия и могущества."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

21. Что олицетворяет собой Дхенукасура?

"Убийство Дхенукасуры означает избавление от таких недостатков, как грубый материалистичный рассудок, недостаток духовного знания, невежество относительно абсолютной истины и своей изначальной природы."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

22. Идея какой анартхи - змей Калия?

"Уничтожение змея Калии сводит на нет гордость, хитрость, жестокость, причинение вреда окружающим и бессердечность к живым существам."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

23. На какую анартху указывает лесной пожар?

"Потушенный лесной пожар иллюстрирует прекращение ссор, зависти к авторитетным сампрадайям, непочтения к полубогам, а также погашение других конфликтов, таких как войны."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

24. Символ какой анартхи - Праламба?

"Убийство Праламбасуры иллюстрирует уничтожение таких желаний, как вожделение, стремление к наживе, восхищению и признанию в обществе."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

25. Какую анартху подразумевает проглоченный лесной пожар?

"Лесной пожар, проглоченный Кришной, служит символом уничтожения помех в практике религии и препон, причиняемых атеистами."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

26. Воплощением какой анартхи было пренебрежение к Кришне брахманов,приносивших жертвоприношения?

"Брахманы, приносившие жертвы, олицетворяют безразличие к Кришне и привязанность к корыстной деятельности, вызванные гордостью своим положением в системе варнашрамы."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

27. Идея какой анартхи - поклонение Индре?

"Запрет поклонения Индре иллюстрирует отвержение безбожия и поклонения себе как Богу."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

28. Какое учение стоит за лилой освобождения Нанды из плена Варуны?

"Избавление Нанды от Варуны учит нас, что из-за употребления опьяняющих веществ наслаждение от служения Господу неизбежно уменьшается."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

29. Каков смысл лилы со спасением Царя Нанды от змея?

"Спасение махараджи Нанды от змея иллюстрирует отказ от общения с имперсоналистами и спасение науки преданного служения от поглощения имперсонализмом."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

30. Какую анартху символизирует Шанкхачуда?

" Убийство Шанкхачуды учит оставить желание громкого имени и славы, а также желание общения с женщинами."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

31. Какую анартху персонифицирует быкоподобный Ариштасура?

"Убийство Ариштасуры символизирует уничтожение пренебрежения преданным служением, выраженному в лжерелигии."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

32. Какую анартху символизирует демон Кеши?

"Умонастроение "я - великий преданный или ачарья", также как приземлённое ложное эго и стремление к накоплению богатств уничтожаются в образе демона Кеши."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

33. Какую анартху символизирует Вьомасура?

"Убийство Вьомасуры иллюстрирует прекращение общения с ворами и лицемерами."

(Чайтанья Шикшамрита 6/6)

(52) литературный перевод

1. Демоница Путана олицетворяет лжегуру, который учит тому, как обрести бхукти (материальные наслаждения) и мукти (освобождение). Преданные, стремящиеся к бхукти и мукти, подобны Путане. Проявляя заботу о Своих чистых преданных, младенец Кришна убивает Путану, чтобы оградить от опасности их еще не окрепшую привязанность к Нему.

2. Разбитая Кришной тележка символизирует бремя старых и новых дурных привычек, халатности и гордыни. Вспоминая о том, как маленький Кришна разбил тележку, мы избавляемся от этих грехов.

3. Демон-смерч Тринаварта воплощает в себе гордыню, вызванную собственной ученостью, и вытекающую из этого склонность к казуистике и сухой логике, а также стремление к освобождению и общение с людьми, которые обладают названными пороками (к этой категории относятся все атеисты). Маленький Кришна, видя любовь Своих преданных, из сострадания к ним убивает демона Тринаварту и устраняет все препятствия, мешающие им заниматься преданным служением.

4. Два дерева ямала-арджуна, поваленные Кришной, служат символом гордости своим богатством и знатным происхождением. Следствием такой гордости является насилие, распутство, пьянство, неспособность контролировать свою речь, бесстыдство и безжалостность. Сломав деревья ямала-арджуна, Кришна милостиво дает нам возможность изжить в себе упомянутые грехи.

5. Ватсасура является живым воплощением жадности и вызванных этим греховных поступков. По милости Кришны можно избавиться и от этого порока.

6. Бакасура персонифицирует обман, лицемерие и коварство. Не изжив в себе эти грехи, нельзя обрести чистую бхакти.

7. Агхасура олицетворяет злонравие и жестокость. От этих качеств необходимо избавиться, поскольку обладать ими — значит наносить оскорбление святому имени.

8. Брахма, ввергнутый в иллюзию Кришной, символизирует скептицизм, порожденный гьяной и кармой, а также неспособность по достоинству оценить сладость Кришны из-за привязанности к таким Его качествам, как величие и могущество.

9. Дхенукасура является образцом вопиющего невежества в духовных вопросах, вызванного зависимостью от материального рассудка, отсутствием духовной интуиции и глупостью, которая представляет собой полную противоположность пониманию своей истинной природы.

10. Змей Калия служит олицетворением высокомерия, хитрости, дурного обращения с окружающими и бессердечности. Преданные должны сбросить с себя бремя этих грехов.

11. Лесной пожар символизирует разногласия и раздоры с другими сампрадаями, пренебрежение к деватам и всевозможные конфликты.

12. Праламбасура воплощает в себе вожделение, алчность, стремление к почестям и высокому положению в обществе. Все это тоже пагубно для духовной жизни.

13. Лесной пожар, проглоченный Кришной, служит символом тех препон, которые атеисты ставят проповедникам дхармы.

14. Брахманы, приносившие жертвы, олицетворяют безразличие к Кришне, вызванное гордостью своим положением в системе варнашрамы и поглощенностью ритуалами, предписанными карма-кандой.

15. Поклонение Индре символически представляет многобожие или почитание самого себя как Бога.

16. Варуна является олицетворением пьянства. Некоторые полагают, что, употребляя вино, можно ощутить больше духовного блаженства. Эти убеждения ошибочны, и от них необходимо отказаться.

17. В змее, пытавшемся проглотить Махараджу Нанду, воплощается майявада и другие аналогичные философии, стремящиеся поглотить истинную суть учения бхакти. Общения с приверженцами этих философий необходимо тщательно избегать.

18. Шанкхачуда символизирует стремление к славе и слабость к женскому полу.

19. Ариштасура персонифицирует пренебрежение к бхакти и интерес к лжерелигии.

20. Кеши символически представляет иллюзию, под влиянием которой человек считает себя великим преданным или ачарьей. Необходимо победить в себе гордыню и стремление господствовать над окружающими.

21. Вьомасура олицетворяет воров и псевдовайшнавов.

(53)

Пятый этап - это когда человек становится твёрдо настроен: "Да". Как один ученик, мистер Андерсон, я его не видел, но, просто пообщавшись с другими нашими преданными, он написал: "Я хочу посвятить все свое существо этому сознанию Кришны". Это называется ништха, твёрдая настроенность." (Лекция 20 октября 1968 г.)

(54)

Когда наступает "анартха-нивритти шьят", все нежелательные вещи оставлены,- появляется ништха, твердая вера. Итак, бхагавати уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики. Пока ещё остаётся грязь, наша вера и преданность Кришне не очень крепки, иногда мы отклоняемся, мы уходим. Но затем "нашта-прайешу", когда очищено семьдесят пять процентов внутренней грязи, тогда наша вера в Бога приобретает серьезный настрой. (Лекция 21 августа 1972 г.)

(55)

На стадии бхаджана-крии медитация на Господа кратковременна и смешана с мирскими образами и темами. На стадии ништхи медитация на Господа лишь изредка прерывается материальными мыслями (абхаса). (Мадхурья Кадамбини, глава 8)

(56)

Президент в своей рекомендации говорит, что "Этот юноша или девушка живет с нами уже в течение многих месяцев, он действительно заинтересован, он может быть инициирован". Тогда мы даём инициацию. Но даём её с определенным условием. Анартха-нивритти-шьят. Это разные этапы. Посвящение означает, что он должен быть свободен от всех видов греховной деятельности. Эти четыре принципа, столпы греховной деятельности, их четыре: незаконная половая жизнь, мясоедение, интоксикации и азартные игры. Стрия суна панабхи. И автоматически они оставили это. Все эти юноши и девушки, которые сидят здесь, вы знаете, что они отказались от них автоматически. Они смогли это благодаря общению с Кришной. Так что отказаться от всех этих четырех принципов греховной деятельности стало практично и легко. Потому что, не будучи чистым, вы не можете понять Высшего Чистого. Бог - Высший Чистый. Об этом говорится в "Бхагавад-гите": "Йешам тв анта-гатам папам джананам пунйа-карманам". Любой, кто совершенно свободен от реакций греховной жизни , йешам тв анта-гатам папам джананам пунйа-карманам. Итак, как это возможно? Если человек просто занимается благочестивой деятельностью. Самая благочестивая деятельность - это участие в движении сознания Кришны. Он чист. Тогда это - разные этапы. Адау шраддха татах садху-санго тато бхаджана-крийа тато анартха-нивриттих сйат. Анартха означает то, чего мы не хотим. Мы искусственно приучены к этим вещам. Таким, как мясоедение. Мы не практикуем мясоедение с рождения. После рождения ребенку требуется немного меда или молока, а не мяса. Но потом родители или опекуны учат есть мясо. Это не для нас, людей, это не наше дело. Зубы человека предназначены для употребления в пищу фруктов и зерен. Это научный факт. Наши зубы созданы таким образом. Так или иначе, мясоедение, опьянение, незаконный секс, - как только человек принимает движение сознания Кришны, эти четыре столпа греховной жизни немедленно разрушаются.

Адау шраддха татах

садху-санго тато бхаджана-крийа

тато 'нартха-ниврттих сйат

тато ништха (тато ручис)

(Ч.Ч.Мадхья 23.14-15)

Как только человек освобождается от всей греховной деятельности, он становится твёрдо уверенным в сознании Бога. Это называется ништха. Тато ништха тато ручис. Затем вы почувствуете вкус: "О, это так прекрасно, сознание Кришны." Это тато ништха. (Лекция 16 февраля 1973 г.)

(57)

Уничтожение анартх, порождённых прошлой греховной деятельностью, происходит следующим образом.

В процессе бхаджана-крии происходит общее уничтожение, на уровне ништха - полное, а с достижением стадии асакти (любовной привязанности к Богу) - абсолютное.(Мадхурья Кадамбини 3)

(58)

И четвертое ограничение состоит в том, что вы не можете принимать участие в азартных играх или некоторых ненужных спортивных соревнованиях, потому что вам нужно правильно использовать свое время. Ваше время очень коротко. Если вы пропустите эту возможность человеческой формы жизни ... Потому что мы не знаем, когда придет смерть. Не стоит думать, что, если я стар, то приближаюсь к смерти, а вы молоды и, значит, не приближаетесь к смерти. Кто знает, может, вы умрете раньше меня. Таким образом, уверенности нет. Итак, принцип состоит в том, что, поскольку эта человеческая форма жизни настолько важна для совершенствования в сознании Кришны, человек не должен терять ни минуты. Понимаете? (Интервью 9 марта 1968 г.)

(59)

"Тот, кто не очень разбирается в аргументации и ​​логике, основанных на Богооткровенных писаниях, но имеющий твердую веру, считается преданным второй категории. Его также следует считать в высшей степени удачливым. "Того, кто не искушен в логике священных писаний, но обладает твердой верой, считают преданным второй категории. Такого человека нужно считать очень удачливым".(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.67-68)

(60)

Как только мы останавливаем, полностью останавливаем нежелательные вещи, тогда -"тато ништха", тогда наша начальная вера становится крепкой." (Лекция 31 июля 1976 г.)

(61)

И когда вы полностью освобождены от греховной деятельности, тогда мы становимся " ништха". Да, это - полная вера. Ништха означает "полная вера". (Лекция 8 декабря 1973 г.)

(62)

Вера в форме доверия в процессе постепенного очищения стремится стать стойкостью в вере (ништха), объектом вкуса (ручи), привязанности (асакти) и настоящего чувства (бхава).(Бхактисиддханта Сарасвати, Брахма Самхита 5.61)

(63)

Мы не являемся ни вегетарианцами, ни не-вегетарианцами. Мы - "прасадарианцы". Мы не заботимся о том, овощ это или нет, потому что независимо от того, убиваете вы корову или овощ, это несёт в себе грех. ...Так что есть овощи - это ещё не всё. (Разговор 23 апреля 1976 г.)

(64)

Человек не должен позволять себе незаконный секс, интоксикации, азартные игры или мясоедение - на самом деле, он не должен есть что-либо, кроме Кришна-прасада, еды, предложенной Кришне. Это - ограничения для тех, кто пытается продвинуться в преданном служении. Если строго не следовать этим принципам, это будет сильной помехой при выполнении преданного служения. (Учение Господа Чайтаньи, 1)

(65)

Бхаджана-крийа помогает человеку очиститься от скверны материального существования. Он перестает ходить в рестораны, где подают «изысканные» блюда из мяса с луком, прекращает курить, пить чай и кофе. Он не только избегает недозволенного секса — он вообще отказывается от секса. И он не желает больше впустую тратить время на биржевые спекуляции и азартные игры. Таким образом человек очищается от всех пороков и нежелательных привычек (анартха-нивритти). Слово анартха относится ко всему нежелательному. Человек избавляется от анартх, по мере того как растет его привязанность к сознанию Кришны. (Нектар наставлений, стих 7)

(66)

К недозволенному сексу шастры относят мысли о сексуальных отношениях, планы вступить в них, разговоры о них, сам половой акт и искусственные способы удовлетворения гениталий; любой, кто занимается этим, находится в когтях майи. Это относится не только к семейным людям, но и к тйаги, тем, кто дал обет отречения.

(Нектар наставлений, стих 1)

(67)

Какао и шоколад не должны употребляться, так как это - одурманивающие вещества. (Письмо 14 июня 1972 г.)

(68)

«Что случилось?» — приветливо спросил Прабхупада, когда мы, зайдя, поклонились и сели напротив. — «Преданные продают в новом закусочном кафе горячий жидкий шоколад, — сказал я. — Мне кажется, это против наших принципов. Махавира прабху считает наоборот, и потому мы решили спросить у вас». — «Гм, Из чего он сделан?» — задумавшись, спросил Прабхупада.

Махавира сбегал в магазин и принес упаковку. Он прочитал ингредиенты: «Он сделан из какао, Шрила Прабхупада».

«Какао. Какао делают из бобов какао?» — «Да, Шрила Прабхупада».

«Нет, тогда его нельзя пить. Если это сделано из бобов какао, значит, там кофеин».

Так вопрос был разрешен, и горячего шоколада больше не было в меню.

(Хари Шаури дас, Трансцендентный дневник 5, 25 ноября 1976 г.)

(69)

Вы должны будете отказаться и от всех одурманивающих средств, включая чай, сигареты, алкоголь, марихуану: от всего, что одурманивает. (Наука самоосознания, Святые и мошенники.)

(70)

Другие вещи - это анартхи. Если вы действительно имеете горячее желание, эти анартхи автоматически исчезнут. Парам дриштва нивартате (БГ 2.59). Они все - европейцы, американцы, они с детства привыкли есть мясо. Как они от этого отказались? Парам дриштва нивартате: теперь их пища лучше, поэтому они оставили мясоеденье.

(Разговор 14 марта 1975)