Часть 2
Но как же мы все-таки могли упасть?!Теперь, у преданных, принявших видение Шрилы Прабхупады, часто возникает в уме ряд вопросов. «Но как же так, почему же Кришна отпустил нас в материальный мир?», «Как у нас вообще возникло такое желание?», и т.д. Это комплексная проблема с большим количеством граней, каждую из которых мы попробуем рассмотреть. Если в блоке о Шриле Прабхупаде необходимо было быть строгим в плане приведения конкретных цитат, то здесь я приведу объяснения уже в более свободной форме. Они, основываясь на словах Шрилы Прабхупады, являются все же моим личным пониманием данной темы.
Почему так сложно понять эту тему?Причина падения дживы из духовного мира находится в сфере ачинтьи, что значит, что ее понимание непостижимо материальным разумом. Но «ачинтья» не означает «непостижимо в принципе». Ачинтью можно понять, приняв знание из авторитетного источника и медитируя на него (Бг 8.9). Тогда, по милости, в ответ на наше служение, Господь приоткрывает нам это знание.
Таким образом, если пока мы сами не можем этого понять – не беда. Более того, это вполне естественно, и было бы странно обратное. Для нас квантовая физика то еще не очень понятна, а мы хотим понять нечто гораздо более сложное и фундаментальное, чем она.
Но как сохранить энтузиазм и веру?Прежде всего, надо понять, что на нашем уровне это не духовный вопрос. Это вопрос, вытекающий из разума. Просто разуму некомфортно, когда он не может сам постигнуть что-то, что по факту означает – подчинить нечто своему контролю. Расстройство от непонимания этого вопроса и есть симптом той причины, из-за которой мы здесь.
А так – стоит смотреть, есть ли вокруг меня искренние преданные, которых мы считаем своими старшими и более продвинутыми в преданном служении, для которых этот вопрос больше не вызывает беспокойств. Если есть, то сам факт их наличия должен нас успокаивать в том смысле, что это не белое пятно нашей философии, и по той или иной причине некоторые преданные обрели милость понять данную тему. Хотя могли и не обрести милость в чем-то другом. Да, даже среди дикша-гуру ИСККОН есть несколько разные взгляды по данной теме, и мы уже разобрали, почему так происходит. Но это не должно сбивать нас с толку, потому что по аспекту того, что, так или иначе, это был собственный выбор дживы уйти от Кришны, согласны все.
Что делать, пока знание не пришло?Когда наш дом полыхает огнем, нет смысла думать о том, что стало причиной пожара. Сначала из него нужно выбраться. Аналогично этому, не стоит уделять такого большого внимания тому, как мы оказались здесь. Факт состоит в том, что мы сейчас здесь, и нам стоит сосредоточиться на том, как отсюда выбраться.
В данный момент вы там не находитесь, поэтому самое лучшее, что мы можем сделать - это развить в себе сознание Кришны и вернуться к Кришне, вместо того чтобы гадать, откуда мы пришли в материальный мир. (Письмо 16 мая 1972 года)Поэтому, стоит сосредоточиться на несении преданного служения Господу, и оно само со временем расставит все на свои места.
Помимо этого, мы можем медитировать и на этот вопрос, но в должном настроении.
Каковы нежелательные настроения в медитации на данную тему?Еще раз подчеркну, что понять эту тему можно лишь по милости Господа, которую Он прольет, будучи доволен нами. Поэтому важно избегать медитации в оскорбительном настроении, так как она наоборот отпугнет милость. Давайте подумаем о наиболее вероятных мотивах вопроса в стиле: «Почему Кришна дал нам упасть в материальный мир?».
Очень часто это – подсознательное обвинение: «Господь виноват, что я попал в материальный мир!». Нет, не Господь. Мы сами. Если смотреть на Солнце, а затем отвернуться от него и посмотреть в противоположную сторону, то что мы увидим? Свою тень. Кто создал эту тень? Солнце. Но кто ее создал для меня? Я сам. Ведь не отвернись я от Солнца, я бы ее не увидел. Таким образом, Господа нельзя винить в том, что мы оказались в данной ситуации (БГ 5.15).
Джон Нордхеймер: Кто создал майю? Человек или Бог?Прабхупада: Правительство создает тюрьму. Но почему мы попадаете туда? Вас туда правительство зовет? Нет. Вы становитесь преступников, и потому попадаете туда. Есть тюрьма, а еще есть университет. Почему кто-то предпочитает попасть в тюрьму, нежели в университет? Правительство не пристрастно к кому-либо. Оно не говорит: "Ты иди в университет и будь ученым, а ты отправляйся жить в тюрьму". Это выбор человека.(Интервью 2 сентября 1972)Мысль «Но почему Он так сделал?» по сути своей обычно означает: «Я бы сделал по-другому». Но не кажется ли вам, друзья мои, что это и есть причина нашего пребывания в этом мире? :) Ведь мы как раз пытаемся занять место Бога, считая, что Он как-то не так справляется со своими обязанностями.
Хридаянанда: Ори говорят: "Господь должен был создать нас такими, чтобы мы"...Прабхупада: Почему вы диктуете Богу? Бог все создал совершенным образом. Он дал вам свободу. Вы упали. Это ваша ошибка.(Разговор 6 декабря 1973)Другой оттенок зависти, лежащей за этим вопросом – сомнение в том, что Господь всемогущий, либо в том, что Он всеблагой. Не признаваясь в этом сознательно, мы не можем принять, что Он и всемогущий, и всеблагой, иначе Он бы так не поступил. В этом и проявляется тонкая зависть по отношению к Господу – в сомнении, является ли Он Идеалом, либо идеал какой-то другой? Подробнее об этом – ниже.
В каком же тогда настроении медитировать на эту тему?Важно избежать зависти в своих размышлениях. Как это сделать?
Один вариант предлагает в лекции по данной теме Мадана-мохан прабху (несколько идей данной статьи, кстати, взяты из его работ, за что я хотел бы выразить ему свою благодарность). Он советует думать с позиции раскаяния: «Как же я мог решить отвернуться от Кришны, и попасть сюда? Зачем я это сделал?», всерьез задавая этот вопрос самому себе. Огонь раскаяния может растопить наше сердце.
Другой вариант, который помогает лично мне – думать об этом с позиции: «Как это так, что Кришна показывает через это Свое совершенство?». То есть, в противовес зависти, пытаться увидеть красоту Кришны в таком мироустройстве. Мне лично очень нравится тема падения дживы из духовного мира, поскольку медитация на нее открывает потрясающую полноту и совершенство Господа. Как Он, подобно Нрисимхадеву, сумевшему обойти все условия, при которых нельзя убить Хираньякашипу, также смог проявить нечто, казалось бы, несочитаемое.
И третья опция – думать не о том, как я сюда попал, а почему я до сих пор хочу быть здесь. Ведь я сейчас отлично знаю, что этот мир – место страданий, не так ли? При этом разве это так, что я хочу в духовный мир, а Кришна обиделся на меня и не пускает к Себе домой, пока я не докажу Ему свою любовь? Нет, не так. Кришна самый милостивый. Даже про демона, который хочет его убить, Он думает: «Как же мне позаботиться о нем?».
Тогда почему же я сейчас здесь? Потому что я прямо сейчас не хочу в духовный мир, иначе я был бы уже в нем (ШБ 10.1.5-7). Если нас сейчас вернуть в духовный мир – мы снова сюда захотим вернуться, потому что у нас остались соответствующие именно этому миру вкусы и настроение.
Поняв и осознав, почему я хочу быть сейчас здесь, можно понять, как мне вообще взбрело такое желание в голову изначально. А заодно в нас это всколыхнет эмоцию желания быть с Кришной, а не находиться в том состоянии, в котором мы пребываем сейчас.
Теперь, сделав данные уточнения, все же попробую по пунктам ответить на разные оттенки вопроса, как же мы попали в материальный мир. Мое понимание этих тем также крайне ограничено и несовершенно, поэтому не судите строго.
«Откуда вообще возникла возможность упасть в материальный мир?»Шрила Прабхупада утверждает, что у нас существует свобода воли, потому что это врожденное качество живого существа, присутствующее в Кришне (ШБ 2.7.19).
Хотите ли вы быть вечным счастливым камнем, у которого нет свободы, но зато есть счастье?
Кто хочет – прекрасно – для таких душ Господь создал брахмаджьоти, где можно как раз таким побыть хоть целую вечность (лекция 26 сентября 1974).
Кто не хочет – почему? Потому что в сравнении двух ценностей – свободы и счастья, мы ставим свободу выше. И Кришна тоже ставит ее выше. Точнее, Он понимает, что без свободы не может быть и счастья. А свобода подразумевает возможность делать и то, что Господу не нравится.
Рамешвара: Я говорил с одним человеком, и он сказал, что Кришна очень жесток, поскольку он знает все - прошлое, настоящее и будущее, так что Он знал, что мы все упадем из духовного мира, но все же, Он дал нам возможность упасть.Прабхупада: Это еще один глупый вопрос. Если у нас нет независимости, то что наша жизнь? Тогда мы мертвый камень. Хотите быть мертвым камнем? (Разговор 14 марта 1976)Да и любовь невозможна без свободы. Представьте себя в ситуации, когда ваша вторая половинка держит нож у вашего горла, требуя любви к себе. Будет ли любовь? Нет. Невозможно заставить полюбить. Любовь означает возможность не любить.
Прабхупада: Если вы поймаете девочку или мальчика и скажете: "Люби меня, люби", - это любовь? "Люби меня или я тебя убью". Это любовь? Так что Кришна не хочет быть таким любовником, держащим нас на мушке: "Люби меня или я тебя убью". Это не любовь, это угроза. Любовь добровольна, взаимна, это обмен чувствами, тогда есть любовь. Не силой. Силой это насилие. Почему одного назвают любовником, а другого насильником? (Лекция 4 июля 1974)Кто-то может думать: «Как можно отказаться от премы, если она такая сладкая?». Но здесь есть сразу две ошибки, когда мы проецируем свой материальный опыт. Живых существ в состоянии премы волнует не ее сладость, а Кришна. И према не обуславливает нас. Не так, что если у нас есть према, то мы чего-то не можем. Вся ценность переживаний премы как раз в том, что живое существо могло бы и не любить, но любит.
В общем, у нас просто есть такая возможность – уйти от Кришны, и иногда мы можем ею воспользоваться. Как объяснить, почему кто-то, у кого все хорошо в жизни, вдруг решает нарушить закон? У него просто есть такая возможность.
Атрея Риши: Как живое существо изначально упало в невежество?Прабхупада: … Есть заключенный, преступник, он уже давно живет в тюрьме. И если вы спросите: «Как он стал таким?», - это разве очень разумный вопрос? Любой может стать преступником, в любой момент. Не важно когда, в любой момент. Вы честный человек, очень хороший, работаете в хорошем месте. И в любом момент можете захотеть стать преступником и попасть в тюрьму. У вас есть такая возможность. В общем, как только вы злоупотребляете своей свободой воли, вы становитесь преступником. (Разговор 10 августа 1976)«Хорошо, но это не объясняет, как я в здравом уме пришел сюда, если там я был счастлив?»Подобно тому, как маленькая девочка, наблюдая за тем, как на кухне готовит ее мать, может тоже захотеть готовить. У нее нет возможности готовить на полноценной кухне, но в нее вложена подобная склонность. Тогда мама может оборудовать для нее игрушечную кухню на своей настоящей кухне. Девочка какое-то время играет, но потом ей надоедает, и она снова идет к маме на колени. Аналогичным образом, когда джива хочет проявить определенные качества Господа, Господь в духовном мире создает облако внешней энергии, в котором живое существо может реализовать свои желания, а затем вернуться к Нему.
Таким образом, первое греховное желание живого существа — это желание стать Богом, и, когда у него возникает такое желание, оно по воле Господа забывает о своей истинной жизни и начинает грезить о несуществующем царстве, где ему уготовано место Господа. Ребенок плачет, прося мать достать луну с неба, и та дает ему зеркальце, чтобы успокоить плачущего ребенка отражением луны. (Шримад Бхагаватам 2.9.1)Откуда в нас эта склонность? У Господа есть множество качеств, которые противоречат друг другу, но умело соединяются в Нем (Ишопанишад 4-5). Например, что Он находится и лишь в одном месте, и повсюду. Он и лучший слуга, который служит всем остальным, и единственный объект служения. И т.д.
Живое существо, будучи частичкой Господа, унаследует потенцию проявлять эти качества в небольшом объеме. И оно выбирает, какое качество проявить. Все дело во вкусах, которые нам интересны. Что поделать, если у нас возникает вкус, который уводит нас из дома?
Подобно сыну очень богатого человека, который наслаждается жизнью. Иногда он может подумать: «Зачем зависеть от отца? Почему бы не жить независимо от Него?». Он уходит и становится хиппи. Так ведь много примеров таких людей. Он жил в комфорте, сын богатого человека, но ушел из дома отца и стал хиппи. Зачем он так сделал? (Разговор 10 августа 1976)
Есть качества Господа, проявляя которые, джива не попадает в сети иллюзии. Например, среди качеств 64 качеств есть качества чистоты, счастья, уважения, доброжелателя преданных и т.д. (НП, 21). Но есть качества Господа, проявив которые, она попадает в конкуренцию с Богом. Это могут быть разные качества, а потому и разные причины падения. Джива может хотеть проявить себя в роли наслаждающегося всем, в роли независимого ни от кого и т.д. Но суть их всех одна – попытка проявить те качества Господа, которые вызывают конкуренцию с Ним. Ее условно и можно назвать завистью (ШБ 3.27.20, 3.27.23).
Разберем на примере попытки имитации одного из качеств Господа. Далее будет моя личная медитация на эту тему. Почему мир создан именно таким, а не каким-то другим? И почему в нем все ценят, например, красоту. Да, мы обусловлены, и потому у нас разные представления о ней, но так или иначе все к ней стремятся, все ценят это качество. Почему? Откуда вообще взялось такое понятие, как красота? Просто в каждую дживу вложено понятие некоего идеала, это часть ее неотъемлемой природы.
Наличие в нас этого стремления доказывает, что Господь прежде всего Личность, а не нечто безличностное, потому что личность обладает волей. Она может решить, чего она хочет, а чего - нет. Именно Он своей волей и задает некий Идеал, по которому проявляет все Свои энергии. Конечно, никогда не было времени, когда бы Он их создал, и все же Он – источник энергий (Чч, Мадхья 20.257). При этом, будучи полон, Он включает в себя и все остальное, даже то, что в каком-то смысле не является Его волей (Ишопанишад, обращение; Бг, Введение).
Итак, мир Господа идеален, более того – он обладает бесконечным разнообразием всевозможных оттенков идеальности, но он идеален с точки зрения воли Господа и синхронизированных с ним Его частичек. Но вот что, если живое существо подумает, что идеал на самом деле не идеал, что есть что-то еще, что лучше? Что можно как-то по-другому сделать мир, ценить что-то другое, за пределами бесконечного идеального разнообразия? То есть оно само захочет решать, каков идеал. Проявив заложенную в нем творческую природу, которая обычно используется для сотворчества с Господом в духовном мире (ШБ 2.7.19).
Это тонкая форма зависти в смысле претензии быть Господом. Речь еще не о собственном наслаждении, не об эгоцентризме и пр. А о любопытстве: «А что будет, если идеал – другой?».
Поэтому мы и не можем быть в духовном мире – потому что Он проявляет идеал, с которым мы вдруг оказались не согласны, а точнее у нас возникло желание поиграть в Бога, проявив какой-то другой идеал реальности. Это объясняет термин «злоупотребление» свободой воли. Если свобода воли Господа безгранична, то наша ограничена рамками, которые Он задает Своим желанием (лекция 20 июня 1973). Тем не менее, наша свобода воли также безгранична в том плане, что мы можем и переступить за эти рамки. Но идеал Господа уже включает в себя все то, что Ему нравится, а Он всеблагой. Поэтому идеалы дживы, когда они расходятся с идеалами Господа, по умолчанию уже не могут быть всеблагими и совершенными (вот в чем злоупотребление). Поэтому и наша жизнь в материальном мире не является совершенной – все совершенное уже есть в духовном мире, и если нам оно не понравилось, мы захотели чего-то еще, то остается лишь несовершенное. Также как у гражданина страны есть огромная свобода того, чем ему заниматься. Но если ему не нравится ничего легального, то он может выбрать нелегальное, и тогда для него предназначено специальное заведение, где нелегальное поведение – норма для всех, кто там обитает. Добро пожаловать, так сказать :)
«Но говорится же, что душа полна знания. Она же должна знать о том, что такое материальный мир?»Когда говорится, что стакан полон, это означает, что в нем есть вся вода, которая в него вмещается, но это не означает, что в нем находится вся вода этого мира. Аналогичным образом, джива обладает всеми знаниями, что ей нужны для ее служения Господу.
И это также не отменяет ее свободы воли. Ведь человек, который знает, что курить вредно, может все равно начать курить.
«Но почему Господь не защищает нас от этого желания?»Защищает. Во-первых, когда мы хотим попасть в материальный мир из духовного, Он отговаривает нас.
Преданный: В Шримад Бхагаватам говорится, что Кришна не хотел, чтобы мы приходили в этот материальный мир. Если Кришна не хотел, чтобы мы приходили, почему мы здесь?Шрила Прабхупада: Да, вы заставили Кришну разрешить вам прийти.(Разговор 8 июля 1976)Во-вторых, Он никогда не покидает нас, всегда пребывая с нами в образе Сверхдуши и помогая нам:
Подобно детям, им можно играть, но на определенных условиях. Итак, мы все, мы все дети Бога, Кришны. Мы пришли сюда наслаждаться, владеть материальной природой. Такова тенденция. И Кришна дал нам эту возможность. Подобно тому, как на пляже может быть много молодых людей, которые играют в море, и все же, правительство за ними присматривает. Правительство следит за тем, чтобы никто не утонул. (Лекция 19 января 1974)Он всегда напоминает нам о возможности вернуться к Нему, и как только мы проявляем что-то напоминающее интерес к этому, Он тут же посылает нам такие возможности.
Пока оно обусловлено материальной энергией, Верховный Господь как его друг, Сверхдуша, находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии. Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но живое существо, наделенное некоторой долей независимости, упрямо отворачивается от духовного света. <...> Поэтому Господь всегда старается дать ему наставления, действуя изнутри и извне. (Бг 13.23)В-третьих, Он Сам регулярно приходит в этот мир, чтобы вернуть нас к Себе. Так, у каждого есть шанс вернуться, ведь живое существо, пробудись в нем это желание, по воле Сверхдуши окажется в том месте, где Господь проявляет свои игры, вплоть до моментального попадания в другую вселенную ради этого (Чч Мадхья 20.397)Да и давайте подумаем не с нашей позиции, а с позиции, например, Господа Брахмы. К Нему Господь вообще приходит в Своей изначальной форме каждый день, и при этом постоянно приходит в форме своих Аватар (ШБ 10.2.42). Фактически, живет в его доме. Куда уж больше напоминаний? :)
«Но если ребенок хочет выпрыгнуть из окна, разве любящий родитель позволит ему это сделать?»Несколько моментов. Во-первых, в приведенном примере ошибка является фатальной, в то время как ошибка дживы хоть и кажется фатальной для нас с нашей позиции, в масштабе вечности – лишь мгновение. Как только живое существо возвращается в духовный мир, ему кажется, что оно отсутствовало там лишь мгновение (письмо 16 мая 1972). Пусть здесь это и были триллионы жизней.
Во-вторых, если ребенок сам взрослый, и не просто захотел сделать какую-то глупость, но годами требует дать ему эту возможность, невозможно держать его пристегнутым к батарее всю жизнь.
Какие есть вообще возможности, если переубедить его не получается? Их три:
- отнять у него свободу воли,
- дать ему спрыгнуть,
- или создать условия, в которых он сможет понять, что это такое, и, испытав это желание, разочароваться в нем, не убив себя при этом.
Отнять свободу воли – пристегнуть к батарее. Навсегда. Дать ему спрыгнуть и разбиться в нашем случае – это предоставить ему возможность уйти от Себя, не дав возможности вернуться назад. Например, если бы материального мира не существовало, и все живые существа просто навеки растворялись бы в безличном сиянии.
И третье – создать специальное место – материальный мир, в котором живое существо может и реализовать свои желания, и иметь возможность разочароваться в них. Что Господь и делает.
Сотворение материального мира преследует одновременно две цели. Первая — дать возможность обусловленной душе проявить свою склонность господствовать над мирозданием, а вторая — предоставить ей шанс вернуться к Богу. (ШБ 2.10.6)Мы можем думать о материальном мире, как о чем-то плохом, но это как раз дар, позволяющий нам вернуться к Кришне. Ведь когда у нас возникает желание быть Господом, наши отношения с Ним уже теряют изначальную чистоту. Можно до какой-то степени объяснить это на примере музыкальных звезд этого мира. Их могут боготворить, обожать, служить им, но внутри зависть уже есть – их почитатели сами хотят стать такими же, как они. Аналогично этому, если такая тенденция реализовать определенные качества возникает в сердце дживы, то все служение и обожание ею Господа уже не носит такого чистого характера. Все, наши отношения в духовном мире уже испорчены. И наоборот, материальный мир позволяет вернуть эту чистоту.
«Дак это все лила всезнающего Господа или не лила?»И нет, и да. У нас же простая философия :) Если мы хотим Его обвинить, то нет. А если прославить – то да.
Поскольку Господь Абсолютен, то Он выше плохого и хорошего – это все материальные концепции (ШБ 1.9.21). Ни для Господа, ни для Его чистого преданного в принципе не существует ничего материального. Есть лишь Его внешняя и внутренняя энергии, но обе они духовны (ШБ 1.3.34). В этом смысле, нельзя сказать, что пребывание в материальном мире – это плохо. Мы считаем, что это плохо, потому что мы страдаем, и нам не нравится страдать. Но причину страданий мы разберем ниже. Почему же святые говорят, что пребывание в материальном мире – плохо? Наше пребывание здесь плохо не потому, что оно не нравится нам, а потому, что оно не нравится Кришне (ШБ 3.21.20).
И поскольку Он Абсолютен, то Его доброта означает не то, что Он делает только благие дела, а то, что все, что Он делает – Всеблагое (Чч Мадхья 4.134). В частности, и материальный мир, и наша возможность попасть в него, и Его попытки вернуть нас отсюда.
При этом, с другой стороны, это Его лила, потому что заранее известно, что некоторые души решат упасть в материальный мир (разговор 23 июня 1975), но для Него это все еще часть неразрывных отношений с этой душой (письмо 27 февраля 1970), иными словами, это все еще разновидность наших с Господом отношений.
Прямо или косвенно, но мы всегда, даже во сне, служим Кришне, участвуя в Его лиле. Как днем невозможно скрыться от солнечного света, так и душа никогда не может покинуть кришна-лилу. Солнце может спрятаться за тучи, и тогда все вокруг станет сумрачным и серым, но все равно днем солнечный свет пробивается даже сквозь тучи. Я - неотъемлемая частица Кришны, поэтому я вечно связан с Ним. (Письмо 16 мая 1972)Без существования материального мира и возможности падения с духовного понятие Абсолюта не было бы полным. Если есть идеальный мир, с точки зрения полноты должен быть и не идеальный. Если нет возможности падения из идеального мира, тогда в Абсолюте чего-то нет. Поэтому обитатели материального мира, как маленькие части Абсолюта, делают Абсолют абсолютным.
Так же, хотя Господь не хотел, чтобы мы пали, материальный мир используется Им для проявления тех своих потенций, полная манифестация которых невозможна в духовном мире – сражение с демонами и спасение живых существ.
Его игры в этом мире намного превосходят ту милость, которую Он являет на Вайкунтхалоках. (ШБ 3.2.12)Вечно удовлетворенный Господь не будет полностью удовлетворен, пока мы не вернемся в свое изначальное положение:
Пока человек не утвердится в естественном состоянии служения, ни Господь, ни он сам не могут быть полностью удовлетворены (Шримад Бхагаватам 1.4.31). Здесь важно различать таттву и расу. С точки зрения таттвы Кришне не бывает больно, он всегда полон и т.д. Но с точки зрения расы Его нежным ногам больно, когда Он идет босиком по лесу, и гопи беспокоятся об этом. Аналогично этому, с точки зрения расы, Господь чувствует разлуку с нами и радуется нашему возвращению. И это по-настоящему, это не актерская игра для Него.
Еще здесь стоит заметить, что три внешние причины явления Господа Чайтаньи неразрывно связаны с Его внутренними причинами, и потому это также и лила отношений Сваям Бхагавана с Его внутренней энергией на фоне вызволения Ими Его промежуточной энергии из тисков Его внешней энергии. Но эта тема слишком трансцендентна для моего текущего сознания, поэтому не будем в нее углубляться.
«Но почему Он вводит нас в иллюзию? Удаляется от нас? Почему не сделал кнопки, нажав на которую, ты сразу о Нем вспоминаешь и тут же возвращаешься в духовный мир?»Дело в том, что в такого рода вопросах с нашей точки зрения Господь всегда виноват. Не дает упасть из духовного мира – тиран, лишающий нас свободы воли. Дает упасть – не защитил нас.
Поэтому Он и дает упасть, и защищает. И все равно мы думаем, что Он виноват. Вместо того, чтобы оценить факт того, что мы не хотели рядом с Ним быть, дак он целый мир для нас «без Себя» создал. А как бы мы себя повели по отношению к тому, кто воротил бы от общения с нами свой нос?
И иллюзию мы, повторюсь, создаем сами:
«Когда живое существо считает себя наслаждающимся, это называется ложным эго». (Письмо, 29 сентября 1975) и
«О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, возникающей из желания и ненависти». (Бхагавад-гита 7.27)Почему Господь удаляется от нас? Нет, это не из обиды или пренебрежения, а из этики отношений. Представьте, что в комнате находятся молодой человек, его девушка и его отец. Если молодой человек хочет насладиться девушкой, то ему будет не очень комфортно, когда отец сидит рядом и за всем этим наблюдает, не так ли? И если отец понимает это желание сына, он сам удалится, дабы не мешать. Аналогично этому, Господь Сам удаляется из нашей жизни по мере того, как мы хотим наслаждаться материальной природой, потому что и наслаждаться ей, и помнить о Нем – не очень комфортное состояние. По мере того, как это желание уходит из нашего сердца, Господь проявляется для нас.
И да, это желание может уйти в одну секунду. Так что такая кнопка существует, просто мы ее не хотим нажимать.
Эта ситуация, наш контакт с материей, это лишь сон. На самом деле мы не пали. Поэтому, раз мы не падшие, в любой момент мы можем пробудить наше сознание Кришны. Как только мы понимает, что: "Я не имею к этому никакого отношения, я просто слуга Кришны. Вечный слуга, вот и все", - сразу же мы становимся освобожденными. (Лекция 20 апреля 1972)«Господь сделал так, что я либо служу Ему, либо нахожусь в мире страданий. Разве это – не нож у горла? Почему нельзя было сделать материальный мир без страданий?».Строго говоря, материального мира не существует в том смысле, что существует лишь внешняя энергия Господа, которая, если мы видим ее отделенной от Господа, называется материальной. Можно жить во внешней энергии Господа и не испытывать страданий. Для чистого преданного Господа в принципе нет разницы – быть в духовном мире или во внешней энергии, ибо во внешней энергии он тоже всегда общается с Господом (ШБ 1.6.33) и видит ее связь с Ним, то есть она для него духовна. Преданные вроде царицы Кунти, наоборот, рады проблемам этого мира, потому что те подстегивают памятование о Господе, тем самым только укрепляя их любовь к Нему (ШБ 1.8.25). Поэтому проблема не в материальном мире и не в том, как он устроен, а в нашем сознательном выборе находиться в определенном сознании.
Но даже в таком сознании нет проблемы, и Господь Брахма, который не всегда является чистым преданным Господа, но всегда не подверженный рождению, старости, болезням и смерти (ШБ 2.2.27) – пример такой жизни. И первое наше рождение в материальном мире – именно Господом Брахмой. Так что изначально в материальном мире нам дается эта возможность, даже если мы не находимся в сознании чистых преданных.
Дается она и позже, ведь в Бхагавад-гите, в частности для непреданных, приводятся разные инструкции о том, как не совершать греха, и, таким образом, практически не испытывать страданий этого мира.
Для демонов существуют демонические райские планеты, Била-сварга, наслаждения на которых значительно превосходят наслаждения полубогов. Напомню, что полубоги – преданные Господа, а демоны – нет. Так что даже не обязательно быть преданным для того, чтобы наслаждаться в материальном мире.
Более того, наоборот, такого свойство иллюзии, что в каком бы падшем положении живое существо ни оказалось, оно бы им наслаждалось. Вплоть до положения свиньи. Разве это не забота о том, чтобы живое существо могло наслаждаться, что бы оно ни выбрало?
«Зачем же тогда этот мир создан со страданиями? Можно было бы вообще без них!»Выбирайте тот ответ, который вам больше нравится :)
Во-первых, если живое существо выбирает страдать, таков его вкус, то это его свобода воли. И тогда оно будет в мире, где есть страдания. На вопрос – как можно захотеть страдать смотрите один из предыдущих пунктов: «А зачем мы прямо сейчас хотим страдать?» :) Не хотим? Хотим, просто мы думаем, что это не страдания, а что-то, что принесет нам счастье. И мы их очень даже осознанно выбираем. При этом, держась за дерево, кричим: «Отпусти меня, отпусти меня».
Во-вторых, наслаждение без Кришны и счастье с Кришной – два разных состояния. Поэтому живое существо может испытывать либо одно, либо другое, но не оба одновременно. Кришна создает мир, в котором существует две цели – дать нам наслаждение как возможность реализовать наши желания. А с другой стороны Он дает нам страдания как возможность очухаться от иллюзии и получить возможность вспомнить о Нем.
Почему так? Для этого давайте подумаем, когда мы страдаем. Когда что-то нарушает нашу иллюзию того, что мы – наслаждающийся, контролирующий и т.д. Страдания – это лишь напоминание нам о том, что есть другое положение, которое мы можем занимать в этом мире: не наслаждающегося, не контролирующего и т.д. Ничего более. Нет этого ложного мнения о Себе – нет и страданий. Даже у имперсоналистов, которые не хотят быть с Господом, но как раз отказались от ложных концепций о Себе, нет страданий, ведь так? Поэтому страдания существуют как возможность развернуться назад к Господу.
И в-третьих, мы сами запутываем себя в сетях страданий следующим образом. Если неотъемлемое качество духовного счастья в том, что оно несет благо для всех (а иначе это не духовное счастье), то наслаждение центрировано вокруг нас. Джива изначально не хочет причинять вред другим, но она хочет наслаждаться, и в погоне за этим наслаждением может причинить вред другим. Так она привязывается к этим вкусам, а заодно создает круговорот кармы.
«Но почему мир сделан так, что мы можем причинить вред другим? Просто наслаждались бы все, и все». Прошу заметить, что во многом эта атмосфера как раз и проявлена на райских планетах. Но для лучшего понимания ответа на этот вопрос, стоит разобраться в том, что такое карма. Карма – это закон, по которому мы получаем то, что мы хотим. Просто это работает не так, как мы думаем. Тот, кто хочет быть самым главным над остальными живыми существами, получает не возможность быть самым главным, а возможность жить в мире, где все хотят быть самыми главными. И если они находятся в таком мире, то там естественным образом возникает конкуренция, причиняющая страдания, ведь не все могут исполнить это желание одновременно. Но зато могут исполнить его по очереди, за счет друг друга.
Выше мы уже говорили об Идеале. Здесь можно продолжить данную идею. То есть, если я хочу главенствовать, то для меня основная ценность, Идеал этого мироздания – это само качество «главенства». Я именно это качество ценю в мироздании. Поэтому по милости Господа я попадаю в ту часть бытия, где все остальные, такие же как я, могут разделить со мной эти вкусы, то есть ценят «главенство». Со всеми отсюда вытекающими последствиями. Даже Господь подыгрывает нам и являет Себя в роли верховного контролирующего, без которого не шелохнётся ни одна травинка (Бг 9.6). Карма – это лишь предоставление нам в качестве реальности того Идеала, который мы хотим сами, и весь мир предстает для нас именно сквозь призму этого качества.
Понимаете, не так, что существует весь мир, и мы под него подстраиваемся. Существует наша свобода воли, и весь мир выстраивается вокруг нас в связи с нашим желанием. Свобода воли – самая основа всего нашего бытия. В каком-то смысле она даже больше источник формы нашего существования, чем Сам Кришна, потому что даже Кришна предстает для нас таким, каким мы хотим Его видеть.
Но, запутавшись в своей свободе и попав под влияние кармы в материальном мире, далее, поскольку нас много, то у нас есть баланс кармы по отношению к каждому живому существу, который всегда стремится к равновесию. Если мы выходим в плюс – получаем в ответ одно, если в минус – другое. Но так или иначе – мы получаем плоды своих поступков. И мы ведь сами хотим жить в мире, где за наши поступки приходят плоды (ШБ 10.24.15). Если бы не хотели – просто служили бы бескорыстно Кришне, там как раз плодов нет. Но мы хотим не этого, мы хотим жить в мире плодов – мы их и получаем.
«Но почему все так сделано, что все служат только Ему? Почему не так, что все служат друг другу? Я кому-то служу, кто-то - мне служит. И все мы счастливы. Ну можно же было сделать мир, где можно не служить Богу, но быть счастливым!»Да, да, вот пока есть эта иллюзия, мы как раз и будем жить здесь в попытках создать такой мир :) Ведь именно об этом я и говорил, когда писал про то, что джива хочет проявить какой-то другой идеальный мир. Не тот, что уже проявлен Господом.
Друзья, может быть, хватит строить свой идеальный мир, и просто признать идеальность мира Бога? :) Единственное, от чего нужно отказаться, чтобы в него попасть – это от низших вкусов, которые мы по ошибке принимаем за возможный идеал. А если понять, что страдание = стремление к ложному идеалу, то единственное, что нам нужно отбросить – это добровольные страдания.
Очень высокая цена, правда? :)